Реформа Международного валютного фонда, в ходе которой были пересмотрены квоты участия стран в этом мировом финансовом институте, вступила в силу, сообщил МВФ.
Пятилетний процесс реформы квот и голосов завершился одобрением конгресса США в конце 2015 года. США являются крупнейшим акционером фонда (16,74%).
В ходе реформы были пересмотрены более чем 6% от общего "веса" квот. В частности, квота России в фонде повысилась до 2,73%. Общая доля стран БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) достигла 14,7% при том, что пакет в 15% позволяет блокировать решения акционеров.
Планы нынешней реформы были утверждены в фонде еще в 2008-2010 годах, но до самых недавних пор блокировались конгрессом США, отмечает ведущий эксперт агентства "Финмаркет" Андрей Лусников.
"Последствия того, что сейчас происходит с реформами МВФ, достаточно многогранны. Но надо сказать, что этот процесс длительный, и сейчас – один из его маленьких этапов. Продолжительность этого 14-го пересмотра квот отражает то, насколько медленными являются движения в этой мировой финансовой бюрократии, и насколько сильно они отстают от реального положения вещей. Потому что то, что сейчас вступило в действие, это, в каком-то смысле – результат процесса 2010 года", – сказал Андрей Лусников в эфире радио Sputnik.
По его мнению, несмотря на то, что в мире сейчас создаются новые мощные институты, такие как Новый банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, МВФ остается одной из важнейших частей мировой финансовой системы.
"Я могу предположить, что влияние МВФ останется на ближайшие годы определяющим. Потому что фонд является пока что одним из столпов международной финансовой системы. Доля России там пока изменилась незначительно, но она выросла. И сейчас ситуация такова, что, может быть, будет возможность еще увеличить российскую долю, и не немножко, а существенно", – отметил эксперт.
По его мнению, произошедшие в МВФ изменения положительно сказались на возможностях стран группы БРИКС, поскольку они вплотную приблизились к обладанию правом вето.
"У стран БРИКС нет пока такого права, поскольку доля в 14,7% не дотягивает до необходимой. Но найти сторонников внутри фонда возможно. Бывает, что какие-то политико-экономические события в мире предполагают возможность профинансировать те или иные шаги, но возникает конфликт интересов различных стран. И есть примеры в прошлом, когда США блокировали со стороны МВФ финансирование определенных британских и французских действий. Это относится к 1950-м годам. Так что у БРИКС тоже может появиться возможность добиваться своего, используя этот механизм", – считает Андрей Лусников.