Международный олимпийский комитет (МОК) меняет правила допуска спортсменов-трансгендеров к Олимпийским играм. Согласно новым рекомендациям, они могут быть допущены к соревнованиям без проведения операции по смене пола. Однако атлеты, которые были мужчинами, а стали женщинами, должны будут представить доказательства, что их уровень тестостерона находится ниже показателя, который у них был за год до первого официального соревнования.
Согласно прежним рекомендациям от 2003 года, спортсмены, которые решили сменить пол, были обязаны делать операцию и еще не менее двух лет проводить гормональную терапию. Только после этого они получали допуск к соревнованиям.
Медицинские чиновники МОК заявили, что они изменили политику в целях адаптации к текущим научным, социальным и юридическим отношениям по вопросам трансгендеров.
Заместитель главного редактора "Российской газеты", вице-президент Международной ассоциации спортивной прессы, президент Федерации спортивных журналистов Николай Долгополов считает, что спортивные чиновники намеренно раздувают эту проблему.
"Эта проблема поднимается искусственно. Первый раз огромные волны вокруг единичного случая пошли в 2014 году перед Олимпиадой в Сочи. У нас был принят закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. И вот Олимпийский комитет в угоду некоторым своим членам сделал заявление: мол, он решительно выступает против того, чтобы подавлялись права людей, права трансгендеров. И это было очень смешно, потому что никто против них не выступал, никаких демонстраций не было", – сказал Николай Долгополов в эфире радио Sputnik.
По словам эксперта, проблема трансгендеров хотя и небольшая, но она действительно существует.
"Впервые с этой проблемой я столкнулся на Чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине, когда брал интервью у чемпионки по бегу на 800 метров Кастер Семени. Передо мной стоял мускулистый паренек, говорящий хриплым голосом. А потом началась эта длинная история рассмотрения в Международной ассоциации легкоатлетических федераций: кто же Кастер Семеня – мужчина или женщина. Оставили ей (или ему) чемпионское звание, но потом на несколько лет отстранили от соревнований. В 2012 году в Лондоне я увидел в заявочных списках Южной Африки опять эту замечательную фамилию. Опять она выходит на старт 800 метров, очень хорошо бежит, но на финише наша Мария Савинова ее опережает. И Савинова становится Олимпийской чемпионкой, а Семеня – второй. А сейчас, когда Савинова находится, что называется, "под расследованием" (в связи с допинговым скандалом в легкой атлетике) и если что-то подтвердится, то Кастер Семеня признают первой. Это будет первая олимпийская чемпионка, которая имеет определенные проблемы с уровнем тестостерона и прочим", – отметил Николай Долгополов.
По его мнению, после того, как МОК допустит таких спортсменов на соревнования, там исчезнет дух честной борьбы.
"Здесь, на мой взгляд, идет большая путаница в понятии "fair play" – "честная игра", в которой клянется каждый спортсмен. Но где же здесь честность? Кроме того, идут одно за другим заявления МОК о том, что всем трансгендерам должна предоставляться свобода и что они не должны подвергаться дискриминации. Мужчина, ставший женщиной, практически беспрепятственно будет допускаться к играм, если сдаст тесты, и его уровень тестостерона не будет превышать положенных норм. Но ведь это обрушивает все олимпийские понятия. Это, в принципе, против Олимпийской хартии, на мой взгляд. Это все побочные всплески от той борьбы, которая ведется в Европе: допустить однополые браки, разрешить им усыновлять детей. Это проблема, скорее, политическая, чем спортивная", – считает Николай Долгополов.