Тегеран планирует после снятия санкций вступить во Всемирную торговую организацию и наверстать упущенную экономическую выгоду. Об этом сообщил посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин. Кроме того, Тегеран готов присоединиться к таким крупным региональным проектам, как газопровод TANAP. Причем Иран может воспользоваться инвестициями Азербайджана для реализации транзитных проектов и для строительства нефтяной инфраструктуры.
16 января в Вене было объявлено о вступлении в силу соглашения, снимающего с Ирана экономические и финансовые санкции, связанные с ядерной программой. Правда, Вашингтон буквально через день ввел против Тегерана новые санкции, которые связаны с программой разработки баллистических ракет.
У Ирана большие амбиции и серьезные планы по возвращению в мировую экономику, однако, здесь все не так однозначно, считает политолог, заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов.
"Иран – это мощный фактор на мировом экономическом пространстве. Это 10% запасов нефти, 5% мировых запасов газа, это достаточно емкий внутренний рынок с 80 млн потребителей. Это крупная страна, которая до недавнего времени находилась в изоляции. Поэтому, с одной стороны, это серьезные ресурсы, которые Иран может выбросить на рынок. С другой стороны, встает вопрос: а насколько Иран на нем ждут? Поскольку все сферы достаточно давно поделены, и в такой ситуации появление нового крупного игрока – это достаточно серьезные риски для всей системы", – сказал Владимир Шаповалов в эфире радио Sputnik.
По словам политолога, Иран уже столкнулся с определенным противодействием.
"Прежде всего, напомню, что одни санкции были отменены, а другие американцами тут же введены. Это достаточно серьезный сигнал для Ирана. И он состоит в том, что с точки зрения Запада Иран не становится равноправным партнером, и его будут держать на "коротком поводке". Это также предупреждение. И отмена санкций, и введение новых абсолютно скоординировано. Поэтому у меня возникают серьезные сомнения в отношении ВТО. Скорее всего, процесс вступления туда Ирана будет достаточно долгим и мучительным. И растянется на годы, если не на десятилетия", – считает Владимир Шаповалов.