Автор Павел Иванов
У террористов в Сирии и Ираке тоже кризис. Причем, похоже, глубокий и затяжной. Их главари заявили, что в связи с чрезвычайными обстоятельствами жалованье боевиков будет урезано как минимум вдвое. Вместо этого с традиционной ссылкой на религиозные мотивы им предлагается не забывать, что путь джихада (в их понимании) гарантирует душевное, или духовное – как кому больше нравится – обогащение. В общем-то, старая, но проверенная аргументация. Особенно в руках тех, кто привык хорошо считать деньги. А своих, мягко говоря, малообразованных подопечных – пичкать рассказами про "райские кущи". Однако части своих людских ресурсов запрещенное в России "Исламское государство" точно лишится.
Далеко не все едут на Ближний Восток воевать сугубо по идейным мотивам. Фактор "длинного доллара" никто не отменял, а "солдат удачи" хватает в любой стране. И многим из них ввиду новых обстоятельств, имеющих четкую тенденцию к дальнейшему ухудшению, вряд ли захочется рисковать жизнью за сотню-другую "зеленых". Фанатики, конечно, останутся и продолжат свое черное дело. Но это было понятно и раньше, ничего нового тут нет.
Целый ряд причин заставляет лидеров ИГ, скрепя сердце, скукоживать свои бюджеты и публично заявлять об этом, пренебрегая собственным пиаром и привлекательностью всего проекта "глобальный халифат". Несколько тысяч ударов российской авиации не прошли даром. Инфраструктура нелегального нефтяного бизнеса кардинально подорвана, исламисты лишились полутора миллионов долларов ежедневных доходов. Более того, они потеряли свыше трети территорий, которые еще недавно контролировали. А значит – утратили возможность грабить местное население и национальные богатства. Плюс американцы нанесли успешные удары по хранилищам денег. Правда, тут же попытались "присвоить" и другие успехи, заявив, что действия международной коалиции во главе с США привели к значительному разрушению инфраструктуры "Исламского государства". Впрочем, это не более чем верность вашингтонской стилистике.
Успехи разных игроков в Сирии, каждый из которых в меру своих сил борется с терроризмом, далеко не окончательны, но очевидны. Терроризму "наступили на хвост". Даже при учете рассогласованности действий, вызванной сугубо политическими причинами. Свою лепту внес и Совет Безопасности ООН, единогласно приняв жесткую резолюцию о борьбе с финансированием террористических структур. Осталось "малое": убедить некоторые государства, замеченные, как утверждают эксперты, в симпатиях к исламистам, охладить их пыл и не так активно вести двойную игру. Возможно, в этом смысле визит эмира Катара в Москву и его встреча с Владимиром Путиным станет "первой ласточкой". И это, как и в целом активное участие России в урегулировании сирийского кризиса, лишает аргументов демагогов от политики, не устающих заявлять, что Российская Федерация лишь реагирует на международную повестку, а не формирует ее.