Исламская Республика Иран с 16 января 2016 года избавилась от большинства наложенных на нее мировым сообществом санкций – в этот день, так называемый день имплементации, МАГАТЭ представило доклад, подтвердив готовность иранских властей реализовать созданную для Ирана путем долгих переговоров программу по значительному снижению ядерного потенциала.
Факт снятия санкций официально подтвердили глава европейской дипломатии Федерика Могерини и госсекретарь США Джон Керри. Таким образом, Иран вновь становится полноценным участником всех сфер жизни мирового сообщества, в чем он в той или иной степени был ограничен более 20 лет.
В частности, снятие запретов позволило вернуться банкам страны, выведенным из-под американских и европейских санкций, в международную межбанковскую систему SWIFT. Об этом говорится в сообщении организации. В нем также отмечается, что иранские банки, исключенные из санкционного списка, будут подключены к SWIFT автоматически.
Заместитель генерального директора по инвестициям инвестиционной группы "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров в эфире радио Sputnik отметил, что снятие санкций с Ирана позволит многим компаниям вернуться на иранский рынок.
"По сути, сейчас речь идет только об упрощении платежей, об упрощении обмена информацией. Это связано просто с тем, что будет легче инвестировать в экономику Ирана, легче проводить платежи и вести торговые операции. При этом снятие санкций как таковых имеет более серьезный эффект, чем снятие запрета на пользование SWIFT. И это, конечно, открывает доступ на иранский, прежде всего, нефтегазовый рынок крупнейших европейских компаний", – сказал Дмитрий Александров.
По его мнению, пока можно говорить лишь о частичном возвращении Ирана в мировую экономику.
"Это возвращение в мировую экономику, но неполное. Не надо думать, что если деньги разморожены, то их можно просто взять и вывести. То есть это формальность, возможность распоряжаться этими деньгами, но это не значит, что если Иран захочет куда-то эти деньги перевести, транзакция будет выполнена. Но просто как торгово-экономический партнер Иран становится гораздо более приемлемым, привлекательным для любой компании в юрисдикции ЕС или США", – сказал аналитик.
Сразу после объявления о снятии санкций министр нефти Ирана Биджан Зангане напомнил, что вскоре Иран увеличит ежедневные поставки нефти на мировой рынок на 500 тысяч баррелей в день, а после шести-семи месяцев увеличит экспорт вдвое – до 2 млн баррелей в день.
Однако Дмитрий Александров считает, что в этом вопросе Иран не будет торопиться, поэтому в ближайшее время вряд ли стоит ожидать глобальных изменений на нефтяном рынке.
"Подобный объем, безусловно, подать можно. Но Иран торопиться не будет точно. Увеличение добычи на 500 тысяч баррелей в сутки вполне реально, и эта цифра достижима Ираном самостоятельно, без привлечения иностранных инвесторов. А в дальнейшем привлечение инвесторов будет проходить на условиях Ирана. Потому что получение доступа к активам, которые были заморожены, делает ненужным какой бы то ни было демпинг", – заключил аналитик.