Автор Светлана Холоднова
Ложка дегтя: не успели в Тегеране порадоваться освобождению от старых санкций, как Вашингтон ввел новые – не прошло и дня. В очередной американский "черный список" попали 11 компаний и частных лиц. Все они связаны с ракетной программой Ирана. Санкции запрещают совершать с ними любые финансовые операции, их собственность и активы в США и в американских банках замораживаются.
Согласно исторической по масштабу сделке, которую Иран и "шестерка" заключили летом в Вене, Тегерану запрещено в течение восьми лет развивать ракетные технологии. И наказание за нарушение этого пункта тоже прописано. Однако выходит, что США не доверяют ни этой сделке, которую сами и заключили, ни МАГАТЭ, которое констатирует выполнение Ираном условий соглашения, ни, тем более, самому Ирану. Это, кстати, подтвердил и сам Барак Обама. Он заявил, что Вашингтон будет продолжать настойчиво использовать санкции и бдительность в этом вопросе не потеряет. Мол, "лучше перебдеть, чем недобдеть". Но "бдя" за Тегераном и выискивая в глазах иранского президента Хасана Роухани и главы его МИДа Мохаммада Джавада Зарифа соринку, США проглядели бревно-другое в собственных.
Белый дом нарушает условия сделки по ИЯП: в документе прямо указано, что стороны должны воздерживаться от провокационных действий, которые могут навредить ходу выполнения соглашения. И, кстати говоря, не впервые нарушает: еще в октябре 2015, когда Евросоюз приостанавливал действие своих мер против Тегерана, Штаты свои санкции, напротив, решили еще на год продлить. "Отмазка" все та же: доверяй, но проверяй, и вообще в профилактических целях. Однако такая профилактика скорее похожа на попытки то ли сорвать соглашение, то ли заставить Иран сорваться. В Тегеране заявили, что новые санкции США против граждан Исламской Республики необоснованы с точки зрения права и морали. Не поспоришь, конечно, но когда такие "мелочи" как международное право и моральные принципы останавливали американцев?
Что еще интереснее, сообщение о введении США новых санкций против Ирана последовало после того, как страны обменялись заключенными. Штаты своих получили и почувствовали свободу действий. Как хитро и вероломно. Видимо, в американском понимании, свобода для них самих означает санкции для всех остальных. Тем более что это не мешает Вашингтону стричь купоны: запрет на закупку иранской нефти Белый дом давно снял и теперь снимает сливки. Такими темпами "шестерке" и Тегерану надо бы начать переговоры уже не об иранской ядерной программе, а об американском санкционном режиме в отношении всех, кого вздумается. Неизвестно еще, что угрожает мировой безопасности больше.