Министерство финансов США внесло в санкционный список шестерых граждан Ирана и одного гражданина Китая, а также две компании из ОАЭ и одну из КНР за якобы причастность к ракетной программе Ирана.
Санкции предусматривают запрет на любые финансовые операции с этими лицами и компаниями, их собственность и активы в США и в американских банках должны быть заморожены.
Вместе с тем в субботу, 16 января, с Ирана было снято большинство санкций, наложенных на страну ранее – в этот день МАГАТЭ представило доклад, подтвердив готовность иранских властей реализовать созданную для Ирана путем долгих переговоров программу по значительному снижению ядерного потенциала. Позднее ЕС и США подтвердили снятие с Ирана экономических и финансовых санкций, связанных с его ядерной программой.
Теперь участники рынка опасаются, что иранская сторона сможет в течение нескольких недель нарастить поставки нефти до 500 тысяч баррелей в сутки в течение нескольких недель, что обостряет опасения инвесторов, связанные с переизбытком предложения на рынке.
Научный сотрудник аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, кандидат юридических наук Шарбатулло Содиков считает, что снятие санкций с Ирана положительно скажется на российско-иранских отношениях.
"России не стоит бояться снятия санкций с Иран. Потому что Иран станет, прежде всего, конкурентом для Саудовской Аравии. Для России же Иран со снятием санкций станет партнером на рынке вооружений, для нас это – хороший рынок сбыта. Иран заказал у России С-300, также планируется закупка военных самолетов", – сказал Шарбатулло Содиков в эфире радио Sputnik.
Он также считает, что снятие санкций с Ирана вряд ли приведет к глобальному падению цен на нефть, несмотря на опасения участников нефтяного рынка.
"Иран долгое время находился под санкциями, и у него сейчас нефть только из запасов. Максимум, чего можно ожидать, это увеличение экспорта на приблизительно 300 млн баррелей. Кроме того, Саудовская Аравия сейчас начинает поднимать цены на нефть, и я вижу дальнейшие тенденции к увеличению. Это произойдет через полгода, может быть, через квартал после возвращения в полном объеме иранской нефти на рынок", – сказал Шарбатулло Содиков.
Вместе с тем введение новых санкций, по мнению эксперта, не окажет серьезного влияния на иранскую экономику.
"Введение новых санкций не коснется нефтегазового сектора. И в данном случае я не вижу серьезных экономических угроз для Ирана. Поскольку товарооборот между США и Ираном, по разным данным, не превышает 400 млн долларов. При этом, мне кажется, что косвенными намерениями США является попытка вынудить Иран не поддерживать Сирию. Они считают, что если у Ирана не будет средств, то он не будет поддерживать (президента Сирии) Башара Асада", – заключил Шарбатулло Содиков.