Президент Украины Петр Порошенко назвал восстановление Военно-морских сил страны одним из главных направлений реформирования вооруженных сил на 2016 год. Ранее руководство ВМС Украины заявляло, что флот находится в критической ситуации.
"Если радикально не изменить отношение к флоту, не обновлять его, уже через несколько лет ВМС просто не станет", – предупредил на днях командующий Военно-морских сил Украины вице-адмирал Сергей Гайдук. По его словам, в течение последних 20 с лишним лет происходило не строительство, а лишь достройка нескольких заложенных еще в советские времена боевых кораблей. При этом, добавил Гайдук, из года в год боеспособность ВМС снижалась в связи с исключением из боевого состава "одного корабля за другим".
Эта оценка в целом реалистична, считает политический эксперт Виктор Пироженко. По его словам, добавить можно лишь то, что ситуация на самом деле еще хуже.
"Фактически украинского флота нет уже давно. За все время постсоветского развития Украина вообще не вкладывала сколько-нибудь серьезных средств в ВМФ. Кое-как поддерживалась на плаву та часть советского Черноморского флота, которая попала ей в руки. При этом не проектировалось и не создавалось никаких новых судов. Были достроены два корвета, которые заложены были еще в Советском Союзе и строились один 10, второй 14 лет – вот, собственно и все", – сказал Виктор Пироженко в эфире радио Sputnik.
Эксперты в Киеве высказывают мнение, что в нынешних условиях строительство крупных боевых судов на Украине нереально, и флот нужно пополнять недорогими патрульными кораблями и боевыми катерами. Виктор Пироженко согласен с этим мнением, но лишь частично.
"На фоне отсутствия должного финансирования, скажем, кораблестроительных предприятий в Николаеве, которые строили для Советского Союза хорошие суда, на фоне отсутствия необходимой компетенции перспектив у флота Украины нет. И тут действительно если что и строить, то малоразмерные суда с малым водоизмещением типа сторожевиков, небольших катеров. Но в условиях отсутствия рынков сбыта, отсутствия необходимых комплектующих, более того – при отсутствии конструкторских бюро (КБ, которое проектировало советские суда, находится в Петербурге), и тем более в нынешней фактически дефолтной Украине строить даже сторожевики, полагаю, нет возможности. Флот – это очень дорогая вещь, даже в его сокращенной версии в виде боевых катеров. Украине сейчас явно не до этого, решить бы другие проблемы: не до жиру, быть бы живу", – полагает Виктор Пироженко.
Что касается высказанного вице-адмиралом Гайдуком опасения, что Украина может потерять статус морской державы, то, по мнению эксперта, эти страхи явно преувеличены.
"Украина никогда и не имела статуса морской державы. Она просто поддерживала на плаву в постепенно ржавеющем состоянии те суда, которые достались ей по наследству от Советского Союза. Причем они почти не выходили в море. Фактически и не было никогда Украины как морской державы – говорить об этом просто смешно. Так что нечего восстанавливать, нечего терять и не о чем волноваться. Да и вряд ли создание флота является для нынешней Украины актуальной задачей. Гораздо актуальнее, на мой взгляд, восстановление рынков сбыта хотя бы для не столь высокотехнологичной гражданской продукции", – считает Виктор Пироженко.