Автор Михаил Шейнкман
Баку решил бить врага его же оружием. Азербайджан бросает вызов Соединенным Штатам. Пока законопроект "О ситуации с правами человека в США" – это только инициатива одного из депутатов, но ее уже предметно рассматривают во всех профильных комитетах парламента. Может быть, совсем не для того, чтобы принять, но чтобы показать готовность сделать это в любую минуту.
Это называется "допекло". Вашингтон ведь регулярно обвиняет Баку в попрании прав и свобод. Хотя в этом смысле в республике уж по крайней мере не хуже, чем в той же Турции. И совсем "детский сад" по сравнению, например, с Саудовской Аравией. Но то конгресс американский резолюцию с осуждением выпустит, то Госдеп на вид поставит. И всякий раз норовят задеть за живое "цветными" намеками на необходимость политических перемен. Вот Азербайджан и захотел доказать, что в демократии он тоже кое-что понимает. В заокеанской – в том числе.
Его законопроект – это совсем не только из принципа взаимности. Среди прочего он предполагает разрыв отношений, закрытие счетов компаний США в республике, запрет на работу в стране американских НПО. Кроме того, речь идет об отказе в использовании азербайджанской инфраструктуры для транзита военных грузов США, сокращении программ по линии НАТО. И все эти меры могут отменить, когда Соединенные Штаты перестанут нарушать права человека внутри своей страны и вмешиваться во внутренние дела других. То есть, никогда.
Чего-то подобного можно было ожидать, скажем, от Кубы или Венесуэлы. И то лишь какое-то время назад. Но Баку, несмотря на то, что никогда не скрывал своего раздражения по поводу политических нравоучений Запада, все-таки пытался уживаться с ним. Хотя день ото дня это давалось ему все труднее и труднее. Едва ли не последней каплей стала антиазербайджанская резолюция Европарламента, принятая как раз под первые Европейские игры.
Это было очень похоже на попытку испортить Баку праздник. Он все равно удался, даже несмотря на фактический саботаж со стороны ведущих стран ЕС. Но Алиев это запомнил. И практически сразу приказал забыть… о евроинтеграции в том виде, в каком ее навязывает Брюссель. А поскольку ничего иного, кроме статуса страны-обслуги, Азербайджану не предлагают, то просто забыть. При этом Баку решил пересмотреть формат своего участия в программе "Восточное партнерство" и в октябре объявил о выдворении из столицы офиса ОБСЕ. Выпад против США – вполне в этой логике. Он демонстрирует высшую степень серьезности намерений.
Вообще, нужно достаточно уверенно себя чувствовать, чтобы отважиться на такие варианты. Но Алиев как раз из таких. По крайней мере, был до 21 декабря. В тот "черный понедельник" азербайджанский манат обвалился на треть. Он и теперь продолжает падение. И это может подорвать не только экономику страны, но и ее политическую устойчивость. Во всяком случае, кто-то на это надеется. В самой республике их не так много, но потому в Баку и решили зайти издалека, что знают, откуда и чем может дуть ветер перемен. Законопроект "О ситуации с правами человека в США" – это, конечно, не панацея. Но если надо доказать, что уверенность Алиева в собственных силах никакой "черный понедельник" поколебать не может, то этот документ как раз то, что ему нужно.