Автор Михаил Шейнкман
Трудно сказать, почему обновленный польский парламент взял за правило голосовать ночью. Но если правящая партия "Право и справедливость" таким образом хотела остаться незамеченной, то это ей не удалось. В ЕС теперь так и думают, что для кражи европейских ценностей она выбрала как раз самое подходящее время суток. И опасаются, что для всей Польши тоже могут наступить темные дни. "Если эти "туманные ночные акции" продолжатся, и пресса не сможет оставаться свободной, а органы правосудия – независимыми, ЕС будет жестко реагировать на такие проявления", – заявил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн. Как представитель страны-председателя Евросоюза, он обвинил правительство Беаты Шидло в том, что оно "попирает ногами фундаментальные принципы" и предупредил, что Варшава может лишиться права голоса на европейской арене.
Что это значит, никто не знает. Угрозы были, но прецедента нет. И саму Польшу лет десять назад – тоже, кстати, при Качиньских – хотели проучить за запрет гей-парадов. Пощадили. Наверное, и поэтому правоконсерваторы сейчас откровенно огрызаются и отчаянно лезут на рожон. И ладно бы только, как сказал Ассельборн, "внутриполитический курс властей вызывал тревогу". Хотя "ПиС" и на самом деле слишком агрессивно взялся за реформирование законодательства, в том числе в области СМИ, правосудия, работы спецслужб. Но они ведь и во внешней политике ведут себя вызывающе. Всего два месяца прошло после парламентской победы, а Качиньский с компанией уже умудрились настроить против себя весь традиционный Евросоюз.
Польская тема с октября не сходит с первых полос немецких газет. Здесь уже назвали неслучайным то, что новый премьер Беата Шидло совсем не торопится встретиться с Ангелой Меркель. Даже ради приличий. Впрочем, не факт, что теперь и сама канцлерин захочет их соблюсти. Председателю Европарламента немцу Мартину Шульцу происходящее в Польше, по его признанию, вообще напомнило "государственный переворот". Глава польского МИД Витольд Ващиковский в ответ назвал Шульца "малообразованным". Так в Варшаве, надо полагать, думают и о десятках тысяч поляков, в уличных акциях которых гуру польской независимости Лех Валенса уже ощутил предчувствия "гражданской войны". Ему ли не знать, с чего обычно все начинается.
Между прочим, и Жан Ассельборн мыслит в тех же категориях. По его словам, покушения на СМИ и правосудие в Польше отбрасывают ее к советским временам. Сравнение, от которого антисоветская Варшава должна впасть в бешенство. Так ее еще никто не оскорблял. Хотя аналогия имеет смысл. Она в какой-то степени объясняет, почему парламент Качиньского принимает решения в темное время суток. Все, как завещал великий Брежнев. Пусть в анекдоте, но он ведь тоже рекомендовал лететь на Солнце ночью, чтобы не сгореть. Что касается Евросоюза, частью которого Польша все равно остается, то он теперь даже не может бросить в сердцах, что в семье не без урода. Уже надо уточнять, какого из них он имеет в виду.