Автор Мария Мельник
Украинские венгры требуют автономии. Сейчас, когда Майдан позади, война на Донбассе вроде утихла, а американские представители как на работу летают в Киев, для центральной власти, поглощенной дележом бюджета, это оказалось громом среди ясного неба. Хотя венгерская диаспора Закарпатья давно жалуется на то, что ей не хватает прав. Она хочет самостоятельно распоряжаться природными и социально-экономическими ресурсами региона и сотрудничать с инвесторами. Для этого необходима полноценная экономическая самостоятельность – именно на этом настаивают представители 114 населенных пунктов Закарпатья. Там живёт больше 150 тысяч венгров. Вроде немного, но через границу – историческая родина.
И там тоже беспокоятся о своих соотечественниках. Еще полтора года назад националисты в Будапеште говорили, что Украина – "искусственное государство", а Закарпатье много лет принадлежало Венгрии. Премьер Виктор Орбан предлагал ввести для венгров на Украине двойное гражданство – и призывал Киев предоставить им автономию. В Киеве тогда, конечно, возмутились. Возмущаются и сейчас. Радикал Игорь Мосийчук, например, уже предостерег сограждан, что в ответ на венгерскую инициативу может появиться "Западный фронт", на котором он уже вызвался воевать. По его мнению, к такому положению дел привело слишком мягкое отношение к Донбассу (так и сказал). То есть Минские соглашения и прекращение огня.
А вот президент не может открыто выступить против этой инициативы. Порошенко ведь, еще будучи кандидатом, решил подружиться с лидером "Общества венгерской культуры Закарпатья" и пообещал ему всяческую поддержку, в том числе и место в Раде (слово, кстати, сдержал). Но самая главная опасность кроется в другом. Венгрия – член Евросоюза, в который Украина так отчаянно стремится, и портить отношения с ней никак нельзя. Препятствий хватает и без этого.
И что же делать? Предоставление особых прав одной этнической группе может повлечь такие же требования со стороны других. Например, румын и русинов. Не говоря уже о русских. Невозможно. Получается, что остается только сценарий Мосийчука. И вот это уже может обернуться потерей не только централизованного управления, но и суверенитета.