Белый дом считает "нонсенсом" предположения о том, что Турция могла сбить российский военный самолет в угоду США, заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.
"Это нонсенс", – сказал Эрнест на регулярном брифинге для журналистов в ответ на просьбу прокомментировать предположения о том, что Турция могла сбить российский бомбардировщик, желая угодить США.
Кроме того, представитель Белого дома вновь указал, что США поддерживают право Турции на защиту своего воздушного пространства, которое, по его словам, было нарушено российским самолетом. И вновь призвал Москву и Анкару к деэскалации ситуации.
Накануне на большой пресс-конференции в Кремле президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, предположил, что Турция могла сбить российский Су-24, чтобы провести некий "политический размен". При этом он подчеркнул, что Москве точно неизвестно о том, стоит ли за конфликтом РФ и Турции какая-то третья сторона. "Мы этого не знаем. Но если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, не знаю, правильно они поступили или нет. Я не знаю, нужно ли это американцам или нет", – сказал Путин.
Политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов считает, что в США по-своему интерпретировали слова российского президента, в заявлении которого не звучало прямых обвинений в адрес Вашингтона.
"Я думаю, Вашингтон грубо цитирует нашего президента. Он говорил с намеком, но и ставил под сомнение этот вопрос – может быть, кто-то причастен к действиям Турции. А Вашингтон рассматривает это как бы на контуре отношений с Москвой, говоря, что он здесь ни при чем", – сказал Станислав Тарасов в эфире радио Sputnik.
Политолог отметил также, что российский лидер, отвечая на вопросы журналистов, прояснил некоторые моменты российско-турецких отношений непосредственно перед инцидентом с российским Су-24.
"Вообще, детали всей этой истории с нашим самолетом только сейчас проясняются. И некоторые из них прояснил российский президент. Например, он заявил, что буквально накануне этого Россия вела переговоры с Турцией, турки обратились с просьбой поддержать их в каких-то действиях, выходящих за рамки международного права. Скорее всего, это касалось геополитики – курдского вопроса. И Вашингтон, и Россия начали продвигать сирийских курдов на Венском процессе по Сирии, рассматривая их как партнеров по переговорам. И этот сценарий Турцию не устраивал. Отсюда становится ясна мотивация, почему определенные круги Турции пошли на эту провокацию: они, видимо, рассчитывали, что столкнут лбами Москву и Вашингтон в сирийском направлении. Но этот сценарий не удался", – сказал политолог.
Британское издание Daily Express обратило внимание на критику Владимира Путина (во время состоявшейся 17 декабря пресс-конференции) в отношении властей Турции. В статье говорится, что отраслевые эксперты при этом "прогнозируют, что Турция столкнется с "катастрофой" в результате дипломатических последствий после инцидента с Су-24, которая будет иметь далеко идущие последствия".
Станислав Тарасов считает, что Владимир Путин четко обозначил российскую позицию. И это, по мнению политолога, очень важно.
"Незадолго до пресс-конференции нашего президента Анкара принимала отчаянные усилия наладить отношения с Москвой. (Президент Турции Реджеп Тайип) Эрдоган звонил президенту Азербайджана (Ильхаму) Алиеву, выходил на президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, были другие контакты. Министр иностранных дел Турции встречался с главой нашего МИД Сергеем Лавровым. Разъяснялись какие-то позиции, нащупывался коридор возможностей, если не сразу, то хотя бы постепенно начать разморозку наших отношений. На этом фоне то, что сделал президент России на вчерашней пресс-конференции – это очень важно. Он сказал, что с нынешним режимом Турции у Москвы не может быть никакого диалога", – заключил политолог.