Автор Павел Иванов
Вынужденные санкции со стороны России в отношении сбившей российский бомбардировщик Турции стали поводом для целой волны полувоинственной риторики, захлестнувшей высокое начальство в Анкаре. Турецкие политики и дипломаты уже говорили о том, что у республики "терпение не вечное", и она рано или поздно ответит на ограничительные меры Москвы. В последнее время турецкое руководство даже начало себя вести в известном смысле "по-киевски", перенимая излюбленные приемы нехитрой украинской пропаганды. В частности, одно за другим следуют громкие заявления о грядущем отказе Турции от поставок российского газа. Впрочем, реальные закупки одновременно увеличиваются. И это мы уже где-то видели. Картина знакомая до боли.
Понятно, что подхлестывает Анкару перспектива поставок израильского топлива с недавно обнаруженных месторождений. В Тель-Авиве эту идею уже озвучили. Беда в том, что перспектива эта – весьма отдаленная, а газ нужен сейчас и много. В лучшем случае через несколько лет Израиль сможет обеспечить лишь часть потребностей Турции. Кроме того, турецкие политики выдвинули ряд жестких условий своим израильским коллегам для нормализации отношений двух стран. В Тель-Авиве такой стиль общения не очень приветствуют. И к тому же в курсе, что антисемитские настроения в Турции становятся причиной для эмиграции евреев из этой страны. А к своим соотечественникам, вне зависимости от их места проживания, в Израиле относятся более чем трепетно. Так что Анкара откровенно блефует: предоставить Турции природный газ в нужных для страны количествах способна на данный момент только Россия.
При этом в прессе появилась информация о том, что санкции против Турции вскоре могут быть расширены: Россия может полностью заблокировать импорт услуг из этой страны, а также поставки новых групп товаров. Любопытно, что турецкое руководство стало, по сути, заложником собственной недальновидности и амбиций главного начальника. Да и НАТО ему не помогло, предпочтя дистанцироваться от турецко-российского конфликта. А ведь расчет делался именно на это!
Москва четко обозначила, что нужно для восстановления добрых отношений: извинения за инцидент с Су-24, поиск виновных и привлечение их к ответственности, а также выплата компенсации за причиненный ущерб. При наличии политической воли эти вопросы решаются, что называется, одним щелчком. Но воли нет.
Вместо этого всю вину валят опять на Россию. Дескать, Эрдоган мог и хотел извиниться в Париже во время климатического саммита, но Владимир Путин отказался от встречи. Однако этот аргумент выглядит как минимум неубедительно. Хотел бы – сделал бы это в публичном пространстве, ведь речь идет не о личной обиде и не о личных взаимоотношениях. Дело совсем в другом. Амбициозный Эрдоган, последовательно играющий роль эдакого турецкого "крутого парня", воссоздающего империю, похоже, не способен на признание ошибок. Это подорвет его брутальное реноме, которое давно стало для турецкого лидера самодовлеющей ценностью.