17 декабря – самое ожидаемое событие этой недели: ежегодная большая пресс-конференция президента России Владимира Путина. На мероприятие традиционно съезжаются тысячи журналистов из регионов страны и со всего мира. В этом году, по мнению экспертов, самыми актуальными темами станут операция против террористов группировки ДАИШ (ИГИЛ, запрещена в РФ), кризис в отношениях с Украиной и социальные реформы в России.
Специального отбора вопросов и, тем более, "подсадных уток" на большой пресс-конференции Владимира Путина не бывает. Об этом в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik рассказал зам. редактора отдела политики газеты "Комсомольская правда" Александр Гамов.
Шанс задать вопрос президенту России есть у каждого из более тысячи журналистов, которые ежегодно аккредитуются на мероприятие. Главное здесь не желание "засветиться", а действительно что-то узнать у Путина, уверен Александр Гамов, который сам побывал на всех десяти пресс-конференциях главы государства.
"Выбирая, кого спросить, президент обращает внимание, как мне кажется, на лица. Если это равнодушный человек, то он никогда ему не даст возможности задать вопрос. А если человек подпрыгивает, "глаз горит" – у того и есть шанс. Мне кажется, что он мысли читает. Я для себя отметил, что президент всегда открыт. Уверен, что и в этот раз будет так же. Кстати, блокнот кладут на стол задолго до прихода Путина. Как в цирке – чтоб все видели, что никакого обмана, без суфлера. Он многое в нем фиксирует, отмечает, ставит галочки, стрелочки, даже стихи Омара Хайяма. И эти странички из блокнота президента любят перепечатывать многие СМИ… Почерк у президента "президентский", правильный. Почерк понятен", – рассказал Александр Гамов.
Радио-шоу "КомпАс" связалось с журналистами, которые задавали вопросы Владимиру Путину на предыдущих пресс-конференциях. Для некоторых из них это стало "минутой славы", другие обеспечили популярность тем, кого упоминали в вопросе.
Елена Мильчановска из издания "Собеседник" известна тем, что во время пресс-конференции призналась Владимиру Путину в платонической любви, спросила про корпоративы и рассказала, что после предыдущей встречи у нее наладилась личная жизнь – она вышла замуж. А потом уточнила, что не за президента, а за "своего мужа". Мильчановска советует надеть на пресс-конференцию что-то особенное, чтобы глава государства заметил и дал возможность задать вопрос:
"Когда готовилась дома, думала, как пресс-конференция будет проходить. В зале было более 1300 журналистов. Ни Путин, ни Песков не знают большинства журналистов, которые там присутствуют. Я подумала, что стоит одеться так, чтобы Путин сказал: "Пусть задаст вопрос девушка в синем платье". То есть он выбрал бы меня по конкретному признаку. Поэтому на мне было синее платье, в руках был белый мишка и газета "Собеседник". Я дала президенту три признака, по которым меня можно выбрать".
Марию Соловьенко, главного редактора газеты "Народное вече", россияне запомнили как "Машу из Владивостока". Она задавала вопросы Владимиру Путину три раза, и именно в них прозвучали реплики "Садись, Маша" – "Спасибо, Вова", "гражданин пожизненный Президент Российской Федерации", "Ваш удивительно синеглазый пресс-секретарь", "я буду краткой – вопрос один, но из трех частей". Мария Соловьенко рассказала "КомпАсу", что изменилось в ее жизни после общения с президентом под прицелом телекамер:
"Ничего особо не изменилось. Я как работала – трудно, глубоко и честно – так и работаю. Единственное – это даже мне порой мешает – это популярность. С одной стороны, конечно, она помогает, особенно в родном крае. Да и по всей стране. Люди узнают и иногда даже просто хотят помочь. Спасибо говорят. Но мне тяжело от этого. Изменилось отношение в Сети: очень много людей, которые меня обижают, оскорбляют за то, что я разговариваю с президентом. Они думают, что я какая-то "подсадная утка", что я получаю "бонусы" за это от власти. Я ничего не получаю, летаю всегда за свои деньги. Вот это тяжело, ведь в Сети очень много всяких негодяев, которые оскорбляют за это – и Путина, и меня".
Журналист Владимир Маматов из газеты "Репортеръ" стал известен после вопроса о судьбе "Вятского кваса". Оказалось, что торговые сети неохотно пускают на полки магазинов российского производителя кваса. После пресс-конференции "Вятский квас" превратился в настоящий бренд региона и продается во многих российских магазинах, отмечает Владимир Маматов:
"Завод "Вятич" стал активно сотрудничать с изданием "Репортеръ", которое обеспечило ему выход на российский и международный рынки. У региона появился постоянный продукт, своя "фишка". Говоря о Вятке и о Кирове вдали от региона, вопрос о "Вятском квасе" постоянно поднимается".
Светлана Самсонова, корреспондент волгоградской газеты "Крестьянская жизнь", была единственной, кто на пресс-конференции Владимира Путина в 2014 году задал вопрос о судьбе сельского хозяйства в России. Своим обращением к президенту она помогла многим фермерским хозяйствам региона решить кадровую проблему:
"Больше популярности приобрел фермер, имя которого я озвучивала на пресс-конференции. Прозвучал вопрос о проблемах с кадрами на селе. Это фермер Ротов. И как только было названо его имя, в ту же секунду ему тележурналисты стали названивать, газетчики, брать интервью. Он совсем не ожидал такой популярности. Он, кстати, не знал, что его фамилия прозвучала на пресс-конференции, что о нем узнал Владимир Путин. У Ротова как раз и была проблема в том, что он не мог найти себе работников, потому что мало кто сейчас хочет работать в сельском хозяйстве, к сожалению. Люди уезжают из села, отсюда и проблемы с кадрами, особенно с молодыми. Большая польза от моего вопроса была в том, что этот фермер нашел себе работников. И не только себе, кстати, а и своим знакомым фермерам".
Слушайте полный выпуск программы "КомпАс" >>