Автор Виталий Фотин, радио Sputnik, Латвия
В Прибалтике листва опала, снег еще не выпал – серенько как-то все. Красок не хватает. То же и в латвийской политике. Бюджет приняли, поправки напринимали… Что дальше? Душа просит нонконформизма с додекакофонией. Вот и ушло правительство в отставку. Мол, мы это дело подписали, вот вам с этим делом и жить. Нормально, так здесь принято.
Ушла премьер в отставку. Говорит, а вместо меня возьмите или министра МВД или главу МИДа, кто вам больше нравится. Они разные. Один вроде как силовик, второй – вроде как дипломат. Красивый выбор. Один похож на мужчину ХХ века, а второй на мужчину ХХI-го. Ну политики и стали высказываться.
Главу МВД как-то трогать не стали. Твиттера у него нет, гордиться ему нечем. Сидит, работает. По столу не стучит, погоны не срывает, силу не демонстрирует. И вроде он силовик, а ведет себя как дипломат. Скучный какой-то.
Другое дело глава МИДа. Встречайте: господин Ринкевич! Честь Латвии и гроза России. Он всегда в топе и часто в Европе. Он на защите евроценностей. А поскольку господин Ринкевич – человек, вне всякого сомнения, творческий, то надо добавлять – на защите евроценностей, как он их видит. Он – главный алармист по поводу российских угроз. Опять же, как он их видит. Приверженец простой культурной доктрины "Кобзон – пошел вон, гей-парад – всегда рад". И вроде он дипломат, а ведет себя, как силовик.
Как и у всякого творческого человека, у него бывают минуты вдохновения и эмпирических открытий. В основном, вечером в воскресенье. Тогда его грозный твиттер терпок, ярок и пахуч. То крайне левых и крайне правых с удобрениями смешает, обвинив их в сдаче страны Кремлю. То Третий Рим с Третим рейхом сравнит. То и вовсе бросит смелый вызов традиционному латвийскому обществу – признается, что он традиционной неориентации и гордится этим. А почему бы не погордиться? Ведь это некая вершина – типа, путь ошибок трудных и гений, парадоксов друг.
Есть у нас в Вентспилсе мэр один непотопляемый, Айвар Лембергс. Руководит городом больше, чем независимость Латвии длится. Говорит то, что думает, манерам не обучен, поэтому высшее общество его не любит. Как ляпнет что-нибудь – так и хочется сквозь землю провалиться. То НАТО попросит вон убраться, то президента трусом назовет. А теперь раскрыл страшную тайну про уважаемого господина Ринкевича: "У него есть большой недостаток – он раз за разом вечером напивается", а потом звонит коллегам по партии или руководителям Латвии и говорит "несуразные вещи". И про твиттер Ринкевича Лембергс рассказать не забыл: "Надо посмотреть, во сколько он какие-то глупости там вдруг наговорил, и тогда вы поймете, во сколько он выпил".
Вот так. Наговорил на порядочного человека. Причем, что обидно, когда про самого Лембергса кто-то что-то плохое говорит, то мэр Вентспилса подает в суд и потом почему-то это дело выигрывает. Мафия, не иначе. Не все конюшни в Латвии еще вычищены. Но правы также и те, кто на этот скандал отреагировал с европейской рассудительностью и толерантностью. Ну, выпивает человек – и что? А если сердце за страну болит? Если поделиться болью, тревогой или гордостью хочется? И с другой стороны – все логично. Это вам скажет любой маляр или колорист: голубой, когда темнеет, становится синим.