Автор Михаил Шейнкман
Мир войну ведет, границы стерлися. Вы не ждали нас, а мы приперлися. Анкара никогда так не скажет Багдаду. Слог не тот. И предлог тоже. Хотя с ним они, похоже, даже заморачиваться не стали. По ходу решали, приглашение это или самовольная ротация, обучение местных курдов или защита тех, кто их обучает. Торопились так, что не успели меж собой договориться о легенде. Теперь уже привычная путаница в показаниях.
Однако турецкой бронетехники и солдат близ Мосула, как и версий, меньше не становится. Правда, и больше тоже. Но тут, как говорится, пусти козла в огород. Достаточно одной танкетки. Тем более – батальона. Ничего не боятся. А снисходительный отказ наращивать военное присутствие заготовили в качестве конструктивной переговорной позиции. Словно заранее знали, что и 48 часов пройдет, а Ирак так ничего серьезного и не предпримет. Пригрозит экономическими санкциями, объявит для ВВС готовность номер один. И успокоится. К утру заявит о дипломатическом диалоге с Анкарой.
И даже самое сильное, что реально могло произойти, и то случилось не по его воле. Вторжение Турции в Ирак Совбез ООН на закрытом заседании обсуждал по инициативе России. У российского постпреда Виталия Чуркина, по его признанию, после общения членов Совета безопасности с президентом США сложилось впечатление, что выходка Анкары и Белый дом застала врасплох. Но даже если Обама не играл в неведение, это отнюдь не отменяет того, что Эрдоган все равно рассчитывал, что союзник его, как и в случае с российским самолетом, не сдаст. Не прогадал. Вашингтон умыл руки, назвав конфликт делом Ирака и Турции.
В НАТО в ответ на просьбы Багдада угомонить их союзника тоже сделали вид, будто Эрдогана не знают. Не сказали, правда, что мы не с ним. Но защитная реакция на атаку Су-24 в Брюсселе была гораздо живее. По крайней мере, у генсека Столтенберга. Однако сейчас молчит и он. И пятую статью поглубже в устав засунул, чтобы, не дай бог, о ней никто не вспомнил. А ну как Ирак на самом деле решил бы, что умеет не только с террористами сражаться, но и с их пособниками. Тот еще "казус белли". И на чьей же стороне в таком случае выступать США, если для Анкары они – военный партнер, а для Багдада – играющий тренер?
Те, кто все еще думает, что с Эрдоганом можно договориться, допускают, что причиной всему могла быть попытка Вашингтона сделать это. "Проси что хочешь", – теоретически могли предложить Штаты президенту Турции за то, что он все-таки закроет эти несчастные 100 километров границы с Сирией и перестанет позорить их перед всем миром. Он и взял, что хотел. В Мосуле и вокруг него расположены богатые месторождения углеводородов и проходит один из основных маршрутов транспортировки нефти и нефтепродуктов. Спросить, правда, забыл. И закрыть границу с Сирией тоже. Но ведь не забирать же обратно. В конце концов, эка невидаль – север Ирака, все равно неподконтрольный Багдаду Иракский Курдистан. Не раздел же Чехословакии в 1938. Хотя, похоже, такими темпами и Эрдоган далеко пойдет. Они ведь здесь всего лишь делают то, что хотели бы в Сирии. И далее везде, где ступала нога Османской империи.
А пока рейхсминистр Давутоглу уже заявил, что готов лично в Багдад прибыть. Не уточнил, правда, на танке или нет. Судя по всему, у этих турок не принято ждать особого приглашения.