Предельный дефицит бюджета Украины в 2016 году должен составить 83,6 млрд гривен – это около 3,5 млрд долларов. Соответствующие цифры закреплены в проекте бюджета страны, опубликованном на сайте Минфина Украины.
Правительство планирует принятие госбюджета на основе новой налоговой системы. В данный момент есть два варианта налоговой реформы: от правительства и депутатов Верховной рады. Оба варианта исходят из необходимости сокращения расходной части бюджета. При этом украинские народные избранники предлагают даже более жесткий вариант сокращения расходов.
Огромный для Украины дефицит бюджета невыгоден для страны и ее народа, но выгоден для отдельных представителей власти, считает директор Украинского филиала Института стран СНГ, экономист и политолог Денис Денисов.
"Конечно, украинская экономика находится сейчас в тяжелой ситуации. Те тенденции, которые она демонстрирует последние порядка полутора лет, говорят о том, что страна явно движется в неправильном направлении. И ее руководство делает очень многое, чтобы экономика продолжала разваливаться. В то же время на Украине остаются не реформированными целые сектора, на реформах которых настаивали, кстати, и представители МВФ, и МБРР, и Европейского союза. Это газовый сектор, украинские железные дороги. Это два крупнейших предприятия, из которых люди, находящиеся во власти, просто "вынимают" деньги. И подобные огромнейшие дефициты – это как раз следствие того, что бюджет изначально раздувается, чтобы впоследствии можно было безболезненно и без особого нарекания со стороны западных партнеров выводить из него очень большие суммы для собственных нужд представителей украинской власти. Вот и все", – сказал Денис Денисов в эфире радио Sputnik.
По его словам, принципиальной разницы между предложениями украинских парламентариев и правительства по урезанию расходной части бюджета нет.
"Полностью дефицит бюджета украинские власти, естественно, не устранят. Немного смогут, но только в зависимости от того, как к этому будут относиться их партнеры из МВФ. То есть если будет жесткая привязка – либо сокращение дефицита, либо невыдача очередного гранта – то тогда да. А если этого не будет, то вполне возможно, что даже с подобным дефицитом Украина вполне сможет существовать. Другое дело, что на конец года у пенсионеров и групп социальных льготников может просто не оказаться денег. Но об этом нынешняя власть просто не думает. Мы же прекрасно понимаем, что инициативы кабмина и парламента – это звенья одной цепи. И я не удивлюсь, если и один и другой варианты бюджета писались одними и теми же авторами. Здесь нет никаких противоречий. А то, что и со стороны правительства, и со стороны Рады отношение к населению, как к неодушевленным предметам, с которыми можно делать все, что угодно – это трагедия нынешнего украинского государства", – отметил политолог.
Вполне возможно, полагает он, что "под нож" пойдут социальные обязательства.
"Это произойдет, возможно, не напрямую, а опосредованно. В том плане, что в очередной раз будут подниматься цены на ЖКХ, тарифы на газ, тепло, воду. Других-то на самом деле способов у нынешней власти нет. Потому как целый ряд секторов экономики Украины фактически благодаря деятельности нынешнего кабмина были разрушены. Это в первую очередь касается высокотехнологической сферы, которая приносила как раз значительные деньги в бюджет Украины. Сейчас ни копейки не инвестируется в новые проекты, создание каких-либо производств, поэтому экономика страны в целом с каждым годом будет автоматически падать. А учитывая и ситуацию мирового кризиса, и внутренней нестабильности самой Украины, естественно, не будет у нее никаких позитивных перспектив на будущий год", – заключил Денис Денисов.