Между Москвой и Вашингтоном есть понимание по политическому урегулированию ситуации в Сирии, заявил президент России Владимир Путин по итогам своего визита в Париж и встречи с американским коллегой Бараком Обамой. "Если мы говорим о необходимости политического урегулирования, то нужно работать над новой конституцией, над новыми выборами и контролем за их результатами", – сказал российский президент.
Переговоры лидеров России и США в Париже заранее не планировались, однако все же состоялись и стали уже вторыми за последние две недели. Как и на саммите G20 в Турции, Путин и Обама обсудили ситуации в Сирии и на Украине.
По словам политолога, профессора МГИМО Андраника Миграняна, очень важно, что российская твердая последовательная позиция по важнейшим международным вопросам дает свои результаты.
"Не случайно в Вене (на встрече по сирийскому урегулированию – ред.) американцы были вынуждены впервые согласиться с тем, что можно решить проблему сирийского урегулирования без предварительных условий. При том, что и Керри повторял много раз как мантру, и Обама повторяет, что "Асад должен уйти". Но это уже не является предварительным условием для начала процесса политического урегулирования. Это означает, что в западных столицах поняли: их линия по сирийскому урегулированию была неправильной – сначала Асад уходит, потом непонятно, кто приходит и с кем договариваться. Поэтому это уже серьезный сдвиг. Теперь вопрос в деталях", – сказал Андраник Мигранян в эфире радио Sputnik.
Он привел слова российского президента о том, что для политического урегулирования в Сирии необходимо работать над новой конституцией и над новыми выборами.
"Не исключено, что Сирия может иметь некую конституцию и властную конфигурацию, которая будет напоминать ливанскую. Там очень четко расписано, какие этнические и религиозные группы могут занять определенные должности для того, чтобы в результате правления большинства не создавались проблемы. Ведь если нарушаются этнические, религиозные, культурные традиции, то люди не принимают правление большинства. И готовы воевать за то, что для них важнее, чем некие юридические нормы, принятые большинством. Поэтому и для Сирии – сначала некие конституционные изменения и потом порядок перехода к новым выборам. Там наша позиция остается прежней – пусть сирийский народ выберет: Асада – так Асада, не Асада – так не Асада. У западников есть определенная аллергия на Асада. Но, как бы то ни было, есть и определенное поле для взаимопонимания. В последнее время позиция Обамы была однозначной: изолировать, наказать Россию. Но реальность оказалась такова, что США при всем своем высокомерии не в состоянии игнорировать Россию, и что без России (и это не фигура речи) ни одно важное решение сегодня в мире нельзя принимать", – подчеркнул Андраник Мигранян.
По его мнению, грядущие выборы президента США также влияют на позицию Обамы.
"Конечно, демократы находятся под очень сильной критикой, особенно администрация. Я как человек, который последние семь лет жил в США и следил за политическим процессом, должен сказать, что есть устойчивое мнение в американских политических кругах, что Обама не понимает и не любит внешнюю политику, что он слабый лидер. И что под его руководством Америка теряет свои позиции международного лидера. В последние два-три года усиливается позиция России и особенно российского лидера Путина как главного игрока на международной арене. И здесь надо иметь в виду, что Обама находится под давлением, и многие вещи он делает с оглядкой на внутриполитическую ситуацию. Слабость американской внешней политики и американского президента, который представляет Демократическую партию, не может не отразиться на перспективах демократов на этих президентских выборах. Вот почему Обама должен добиться хоть какого-нибудь успеха и какого-то результата. С одной стороны, его обвиняют в слабости, в отсутствии достижений во внешней политике, а с другой стороны – требуют жесткости и результата. А результат он, как выяснилось, может получить только если найдет определенное пространство для договоренностей с Россией", – отметил Андраник Мигранян.
По его мнению, действиями в отношении российского Су-24 президент Турции Тайип Реждеп Эрдоган ослабил свои позиции и тем самым поставил себя в зависимость от Вашингтона.
"Наша триумфальная операция в Сирии вызывала очень серьезную озабоченность, и я бы сказал, даже расстройство во многих столицах. Успех России воспринимался, как проигрыш Запада. Тем более, когда сравнивали результаты действия коалиции под руководством США и действия России со своими союзниками в Сирии. Когда Турция сбила российский самолет, этот инцидент подпортил триумфальный имидж нашей операции. Но в самом большом проигрыше оказался Эрдоган. Потому что он ранее себя позиционировал как политик, который дистанцировался от Вашингтона. У него возникли проблемы с Израилем, и он использовал сближение с Россией для увеличения капитализации Турции в международных отношениях, в своих отношениях с Вашингтоном и с Брюсселем. Но, сделав то, что он сделал, он фактически снова себя ставит в очень большую зависимость от Вашингтона и европейских столиц. Потому что, испортив отношения с Россией, он резко уменьшает политическую капитализацию как свою личную, так и Турции в целом. Вот почему мне кажется, что сейчас он будет более зависим от США, и Вашингтон в большей степени сможет манипулировать Турцией", – заключил Андраник Мигранян.