Автор: Павел Иванов
Вопиющий, беспричинный и преступный инцидент с российским бомбардировщиком ставит один главный вопрос, который пока не имеет однозначного ответа: зачем? Логика стандартной провокации, а уж тем более соображения военной или политической необходимости тут не явно подходят. Сбив российский бомбардировщик, Турция поставила на кон многое. Например, вожделенное членство в ЕС. Европе категорически не нужна новая страна с неадекватными представлениями о своих национальных интересах, которая ставит под удар не только себя, но и партнеров.
По той же причине НАТО может призадуматься о поведении одного из своих членов, который поставил весь альянс в очень затруднительное положение. А затем, возможно, и сделать оргвыводы. Не секрет, что в случае серьезного конфликта за Турцию, которая его и спровоцировала, придется заступаться, что называется, всем миром. Таков устав. Но нужно ли это сегодня альянсу и его первой скрипке – США? Скорее нет, чем да, что и доказывает сдержанная и даже в известном смысле конструктивная реакция Обамы на случившееся. А также заявление Белого дома о том, что российский самолет был сбит именно в Сирии, а не в воздушном пространстве Турции, на чем бездоказательно настаивает Анкара. Похоже, это классическая ситуация, когда вассал вообразил себя сюзереном и стал действовать самостоятельно, не обладая стратегическим мышлением и политической предсказуемостью. В результате наломал дров и поставил под угрозу международные договоренности, которые и так не отличаются устойчивостью.
Случайно ли самолет был сбит почти сразу после диверсии с подрывом поставляющей электроэнергию в Крым ЛЭП силами, которым благоволит Анкара? И случайно ли удар по Су-24 осуществлен в момент турне Франсуа Олланда, который призвал США и Россию создать реальную, а не номинальную антиигиловскую коалицию? Вряд ли. Анкара отчетливо играет на дестабилизацию вокруг России и недопущение такого партнерства. Но, похоже, в этот раз переборщила. Даже влиятельные американские генералы говорят о грубейшей ошибке Анкары и ее заинтересованности в существовании ИГИЛ.
И ведь действительно не секрет, что Турция давно нацелилась на часть территории Сирии. А ближайшие родственники высшего руководства в Анкаре, как пишут влиятельные западные издания, напрямую замешаны в многомиллионном бизнесе на поставках контрабандной сирийской нефти. Некоторые эксперты полагают, что амбиции Анкары распространяются еще дальше, и она всерьез нацелена на тотальную исламизацию страны, создание халифата и возрождение Османской империи. Конечно, в некоем модернизированном виде. Президент России Владимир Путин прямо заявил о том, что сбившие российский бомбардировщик – пособники террористов. А некоторые эксперты шутят, что ИГИЛ в лице Турции обзавелось собственной авиацией.
Президент Эрдоган сейчас пытается "замять" инцидент, говоря о том, что российский самолет якобы не имел опознавательных знаков и не надо, дескать, раздувать конфликт. Но это не более чем слова политика, причем весьма неубедительные. Военные эксперты уверены, что Су-24 попал в искусно организованную засаду: его ждали, и действия Турции не были случайностью. Похоже, российская операция в Сирии заставила паниковать тех, кто теряет колоссальные незаконные доходы и имеет амбициозные геополитические планы.
Дружба и партнерство Турции с Россией оказались, увы, мнимыми. Собственно, история это уже не раз доказывала. Ответ Москвы не заставит себя ждать. Самолеты российских ВКС отныне будут работать под надежным прикрытием, которое позволит избежать рецидива. Но вот что делать с миллиардными контрактами, которые Турции нужны даже больше, чем Москве? С туристическим потоком из России? Просчитать последствия для Анкары от замораживания или закрытия этих направлений пока сложно. Но уже сейчас ясно, что они будут если не катастрофическими, то очень болезненными. И уж точно отношения Москвы и Анкары ждут как минимум не самые лучшие времена. Остается понять: если на одной чаше весов лежит разум, то что лежит на другой?