Президент США Барак Обама заявил, что видит "потенциальное совпадение интересов" с Россией по борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России).
"Поток иностранных боевиков с территории России в Сирию представляет собой огромную долгосрочную угрозу для российской территории. Есть потенциальное совпадение интересов между различными сторонами. Это требует от нас работать с ними, чтобы обеспечить стратегические изменения (в позиции России)", – сказал Обама на пресс-конференции с президентом Франции Франсуа Олландом в Вашингтоне. Он добавил, что США по-прежнему не согласны с поддержкой сирийских властей, которую оказывает Москва.
США и Франция договорились усилить удары по позициям боевиков в Сирии и Ираке, заявил Франсуа Олланд по итогам встречи. Он также подчеркнул, что Париж может работать с Россией против ИГ, если Москва возьмет на себя обязательства по борьбе с террористами и за политическое решение сирийского кризиса.
По мнению старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, цели у России и стран Запада, прежде всего, США в отношении борьбы с ИГ по-прежнему разные.
"То, что обсуждалось на встрече Олланда и Обамы – это те же тезисы, предложения и требования, что выдвигались и ранее. Между США и Францией, конечно, будет более тесное сотрудничество, прежде всего, в области обмена информацией и совместных действий в борьбе с терроризмом. Но создание единого международного альянса, который будет действовать эффективно против радикального исламизма, террористических группировок, о чем говорил президент Владимир Путин – это вряд ли произойдет. Увы, разные цели у России и стран Запада, прежде всего, США в отношении борьбы с ИГ. Россия добивается устранить угрозу исламистского терроризма на Ближнем Востоке и прилагает к этому все усилия, а США хотят руками радикальных исламистов устранить неугодный режим. Последний инцидент со сбитым российским самолетом говорит о том, что эта политика продолжается", – сказал Борис Долгов в эфире радио Sputnik.
И здесь, по его мнению, нельзя не учитывать прямой финансовый интерес некоторых должностных лиц Турции, связанных с поставками нефтепродуктов, производимых на предприятиях, захваченных ИГ на территории Сирии.
"Турция имеет дивиденды от бизнеса на крови, которым занимаются радикальные исламисты ИГ, захватывая нефть, исторические артефакты и продавая их через Турцию. Российские ВКС как раз наносят удар по путям и бензовозам, которые везут ворованную нефть. В Сирии мне показывали фотографию сына (президента Турции) Эрдогана, который стоит в обнимку с двумя руководителями ИГ. Такая связь на фоне этого бизнеса – это фактор, который предполагает такие действия, которые произошли с нашим самолетом", – отметил Борис Долгов.
Ситуация со сбитым российским самолетом Су-24 в Сирии вряд ли изменит позицию Олланда в отношении решения сирийского кризиса, считает эксперт.
"Не думаю, что позиция Олланда изменится, поскольку Франция – это союзник США и достаточно от него зависимый союзник. Как и, к сожалению, все европейские страны. Позиция Франции будет зависеть от США. Конечно, у Франции есть свое видение этого конфликта, особенно после терактов в Париже. Но кардинального изменения позиций в решении сирийского кризиса навряд ли произойдет. Будут заявления, эквилибристика словами, ничего не значащие жесты, но реальной коалиции, реального совместного действия против террористов, думаю, не стоит ожидать", – считает Борис Долгов.