Автор Дмитрий Геер
Интернет пестрит рейтингами самых загадочных авиакатастроф, которые произошли в мире. Многие из них попадают туда потому, что никто так и не смог до сих дать ответ на вопрос: что же послужило причиной трагедии? А порой под "загадочностью" подразумевается тот факт, что, несмотря ни на что, люди выжили в условиях, где все было против них.
Лайнер Airbus A330 летел из Рио-де-Жанейро в Париж и разбился 1 июня 2009 года над Атлантикой. На его борту находились 228 человек, все погибли. Причины этой катастрофы так и не удалось выяснить до сих пор. Французское Бюро расследования авиакатастроф организовало несколько поисковых кампаний, которые обошлись французскому государству, авиаконструктору Airbus и авиакомпании Air France в 30 млн евро. Но ничего выяснить так и не удалось. Хотя версий было с десяток, и человеческий фактор занимал чуть ли не ключевое место: отсутствие реакции пилотов на сигнал бортовых систем о сваливании самолета, который звучал непрерывно почти минуту.
Не меньше вопросов остается и тогда, когда речь заходит об исчезнувшем с радаров в районе Южно-Китайского моря Boeing-777 рейса MH370. Эксперты отмечали, что это очень большой самолет, и поэтому странно, что трудно найти следы на поверхности воды. Они не устают повторять, что огромный лайнер с 12 членами экипажа и 227 пассажирами на борту не мог просто взять и раствориться в водах Южно-Китайского моря.
Нередко для специалистов остаются загадкой и те случаи, когда в страшных авиакатастрофах, где, казалось, участь всех уже предрешена, кому-то удается выжить. В книгу рекордов Гиннесса занесена история Ларисы Савицкой. В 1981 году на высоте 5220 метров самолет Ан-24, в котором она летела, столкнулся с бомбардировщиком. В той катастрофе погибли 37 человек. Выжить удалось только Ларисе: кусок самолета, на котором она падала, спланировал и приземлился на мягкую болотистую поляну.
В 2002 году в "Шереметьево", едва взлетев, упал Ил-86. На борту были 16 человек: четыре пилота, десять бортпроводников и два инженера. Выжили только две бортпроводницы.
Следует вспомнить и трагедию 12 августа 1985 года, которая унесла жизни 520 человек.
"Дело в том, что когда хвостовая часть отделилась, пошла высасывающая разгерметизация и высасывающим потоком вырвало сидения в хвосте. На этих сиденьях располагались две пары пассажиров. Так вот, мало того, что их оттуда, условно говоря, "высосало", они в свободном падении ухитрились удачно приземлиться на склон сопки, на кустарник, не на крупные деревья, и остались живы".
Наряду с этими случаями есть катастрофы, в которых место загадки занимает, например, просто борьба за жизнь. Жажда выжить заставляет людей совершать довольно страшные поступки, отмечает генеральный директор компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка:
"Одним из самых загадочных было происшествие, когда самолет "Фоккер-28", турбовинтовой самолет, по-моему, на 50 мест, упал в горах, и его неделю не могли найти, а, может быть, даже больше недели. Есть было нечего, и в самолете основная масса пассажиров спаслась, около 40 человек, а 10 были погибшими. Народ уже начал голодать, потому что все это было в горах, и спуститься было тяжело. Среди пассажиров был врач, который дал рекомендацию, чтобы остальные не умерли, питаться телами погибших. И вот они, по сути дела, выжили за счет этого. Это одна из таких ужасных историй, но в то же время с таким более или менее счастливым концом".
Определение "загадочный" ни в коей мере не означает, что в расследовании катастрофы надо поставить точку. Как раз наоборот – именно в этих случаях надо прилагать максимум усилий, чтобы выяснить, что же стало причиной трагедии и как можно избежать этого в будущем.