Автор Михаил Шейнкман
Премьер Румынии Виктор Понта со словами: "было бы ошибкой не сделать того, чего требует часть общества", ушел в отставку в "пожарном порядке". Все-таки против Colectiv'а не пойдешь. Не факт, что пойми Понту это раньше, одноименный ночной клуб в Бухаресте избежал бы трагедии. Но может быть, тогда пожар не перекинулся бы на общественное настроение. Оно в этой стране и так было в состоянии "только спичку поднеси". А его зажгли пиротехникой. Фактически это она в минувшую пятницу привела к ЧП на дискотеке под песню "День, в который ты умрешь".
32 человека погибли, около 200 получили травмы и ожоги и десятки тысяч оказались ранены в самую душу. Массовые волнения начались практически сразу. И не только в столице. Но премьер понял, что это серьезно, только через несколько дней. Когда уже и президент Йоханнис признал, что "возмущение превратилось в настоящий бунт".
Понта давно "горел на работе". Потому, собственно, год назад, обладая неограниченным административным ресурсом, и проиграл президентские выборы. Уже тогда не вызывал у страны доверия. Затем – серия коррупционных скандалов. Уголовное дело. Предложение главы государства покинуть пост по-хорошему. Прокуратура в сентябре завершила расследование и передала в Верховный суд материалы против премьер-министра. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Он так или иначе должен был уйти с позором. Теперь думает, что сделал это красиво. "Надеюсь, мой жест удовлетворит требования протестующих", – как бы приносит он себя в жертву. И переоценивает значение собственной личности в истории.
Одна из беднейших стран ЕС, Румыния высоко поднялась в рейтинге Евросоюза лишь по части размаха коррупции. На ней уже погорела некогда правящая партия экс-президента Бэсеску. Однако другим это не помогло. Поэтому нынешний протест на Понту не возьмешь. И после его заявления об отставке на улицу выходят даже больше тысяч, чем до нее. Требуют низложить систему власти и "перезагрузить" весь политический класс. Лозунги – словно и не жили после социализма: "Революция", "Долой коррупцию", "Долой мафию". Все, чем свергали Николае Чаушеску в 1989. И только "Не уйдем домой, мертвые не отпускают" – это поправка на новые трагические обстоятельства. И она не сулит элите ничего хорошего.
Впрочем, похоже, они и сами это знают. Когда более тридцати тысяч человек, пусть пока мирно, но уже неотвратимо окружают здание парламента, выход может быть только один – досрочный. Потому ряд партий, включая и пропрезидентских национал-либералов, поддержали призыв манифестантов к проведению внеочередных выборов. Понимают: один год теперь ничего не изменит, а такая солидарность с электоратом им, быть может, и зачтется. Между прочим, это и для Молдовы, чья власть пытается во всем подражать Бухаресту, наука. В этой стране народ с начала осени тщетно добивается роспуска парламента. Как бы, глядя на соседей, здесь не решили, что им тоже нужен пожар.