Автор Аркадий Мухин
Укрепление суверенитета и геополитической роли России очень задевает ее традиционных "заклятых партнеров". Воссоединение с Крымом, операция в Сирии, достижение компромисса с Ираном по его ядерной программе, интеграционные процессы на евразийском пространстве при активной роли Москвы плюс перспективы расширения БРИКС вызывают у них стойкую аллергическую реакцию. А тут еще российский президент Владимир Путин по версии авторитетного журнала Forbes третий раз подряд становится самым влиятельным человеком мира. Кстати, это признавали и другие западные СМИ, а также экспертные институты.
Барака Обаму, которому в президентском кресле осталось находиться около года, судя по всему, это сильно задело. Что и понятно: обвинений не только от политических соперников – республиканцев, но и от однопартийцев в адрес Обамы звучит все больше. И прежде всего – в беззубой политике и "прогибе" под Москву. Конечно, критики президента часто преувеличивают, и это всем ясно. Но в любом случае оказаться лишь третьим в списке влиятельности в нынешних условиях холодной войны-лайт, развязанной Вашингтоном – как-то не комильфо. Нелогично. Агрессивные настроения в мире подогревают, а влияние теряют.
Впрочем, Обама думает ровно наоборот. На встрече, посвященной сбору денег для Демократической партии, он заявил, что США достигают лидерства в мире не оккупированными землями и выпущенными ракетами. Сила Соединенных Штатов, дескать, пропорциональна дипломатическим усилиям страны и стойкой приверженности защите прав человека. Кроме того, США имеют политический вес в мире благодаря стремлению сотрудничать с другими государствами в самых различных сферах, добавил Барак Хуссейн Обама. Впору было засомневаться, про какую же страну он говорит. Точно ли про США?
О какой дипломатии и правах человека можно говорить в случае с государством, которое погрузило в хаос целые регионы, а непокорных пытается задавить экономически? Сила оружия, шантажа и угроз – вот "тонкая дипломатия", в которой преуспели американские стратеги. И Обама, конечно, это знает лучше, чем кто бы то ни было другой. Но, может быть, он просто устал от всего этого, и в преддверии скорой политической пенсии уже начал рисовать себе образ "идеальной Америки", в которую переберется в конце будущего года? Похоже, для многих это откроет неожиданные романтические черты в характере 44-го президента Соединенных Штатов. Век живи, век удивляйся…