Автор Михаил Шейнкман
Когда-то Ярослав с Лехом делили управление государством на двоих. Сейчас Ярослав один разделил его между двумя своими людьми. Президентом Анджеем Дудой и, скорее всего, будущим премьером Беатой Шидло. Важно, что все ветви польской власти опять исходят из того же генеалогического древа. Главная фамилия в Польше – это снова Качиньский. Как бы ни обманывали себя те, кто и теперь, как и на президентских выборах, думал, что голосует не за него, а за новые лица в консервативной партии "Право и справедливость". Лица новы, а предрассудки стары. Поэтому без вариантов.
Лидер "ПиС" Ярослав Качиньский возвращается. И, вероятно, еще более радикальным и еще более озлобленным на всех и вся, потому что засиделся в оппозиции и пропустил в геополитике все самое интересное. Скорее всего, именно в нее и уйдет с головой, пытаясь наверстать упущенное. Внутренние дела братьев всегда интересовали не в первую очередь. Они бились за место в калашном ряду сильных мира сего. Это значит опять размашистая до самозабвения антироссийская риторика, маргинализация "смоленской" катастрофы, сложности в отношениях с Германией и борьба за лидерство в ЕС. Иными словами, все то, из-за чего Качиньский и заслужил обвинения в косности взглядов и неготовности к международному сотрудничеству.
Именно поэтому, кстати, его личный рейтинг стабильно не поднимается выше 20%. Его-то он и предпочел спрятать за спинами своих воспитанников. Хотя надо отдать должное: это был хорошо продуманный маркетинговый ход. И, если президентская победа 43-летнего Анджея Дуды над Брониславом Коморовским казалась сенсацией, то парламентский дубль партии с Беатой Шидло в качестве кандидата в премьеры уже выглядит закономерностью. Еще весной Качиньский планировал вернуть себе этот пост. Но успех на выборах в мае заставил его повторить тот же трюк в октябре. Тем более что именно Шидло назвали архитектором триумфа Дуды. Она возглавляла его избирательный штаб.
Сделав ставку на свежую кровь, национал-консерваторы сумели увлечь молодежь, хотя считалось, что это – вотчина либералов. Выставив против главы кабмина Эвы Копач депутата сейма Беату Шидло, нейтрализовали и гендерное отличие "Гражданской платформы". Кроме того, "ПиС" противопоставил конкурентам жесткую дисциплину, структурированность и единоначалие. Партия власти утратила все это с переходом на вышестоящую должность в Брюссель ее лидера и экс-премьера Дональда Туска.
Хотя определенно до сих пор никто не знает, перешел он туда или все-таки предусмотрительно сбежал. Правящая "платформа" ведь не первый год, как двинулась. В итоге, не выходя из инерции, закономерно докатилась до оппозиции. За те пять месяцев, что разделили президентскую и парламентскую кампании, ГП так и не смогла оправиться от майского удара. Скандалы, сплетни, дезорганизованность и усталость от всего этого окончательно добили партию, впервые в современной Польше побеждавшую на выборах два раза подряд и правившую страной восемь бессменных лет.
"Праву и справедливости" в правительстве даже попутчики не понадобятся. Им вполне хватит собственных процентов, чтобы сформировать кабинет самостоятельно. Рулить государственной машиной станут они. Но, куда ей ехать, будет решать он – главный пассажир по фамилии Качиньский.