Автор Ника Филимонова
Оружие, наркотики и венерические заболевания. США пускают в ход все мыслимые и немыслимые инструменты для продвижения своих интересов в Латинской Америке. В том числе они так поступают и поступали в Гватемале, маленькой стране, расположенной между Гондурасом и Мексикой.
С обвинениями в адрес Вашингтона выступил теперь уже экс-президент государства Отто Перес Молина, который второй месяц сидит за решеткой по обвинению в коррупции. И попал он туда не без помощи американцев, уверен экс-пресиденте. Молина заявляет, что его дело – лишь частный случай постоянного закулисного и явного вмешательства США в дела Гватемалы. В качестве одного из примеров бывший глава государства называет ситуацию с наркотрафиком. По его логике, Вашингтон сам создал ситуацию, при которой наркотики чуть ли не свободно распространяются в США. А кругом виноваты – небогатые государства Латамерики, которые, дескать, плохо борются с местными наркобаронами. А как с ними эффективно бороться, если верхушка наркомафии – в США? То же самое, по словам бывшего президента, и со всем остальным. Он убежден, что США создали Международную комиссия против безнаказанности в Гватемале (она и сыграла роковую роль в судьбе Молины) лишь для того, чтобы продвигать свои интересы, а вовсе не для борьбы с коррупцией. А сам экс-президент, мол, если в чем и виновен, но только в том, что кому-то неугоден.
Трудно сказать, убедит ли эта пламенная речь из-за решетки рядовых граждан Гватемалы. Но прокуратуру этой страны она вряд ли впечатлит. Бывший президент обвиняется в крупных финансовых махинациях и буквально за считанные дни ему пришлось сменить деловой костюм на тюремную робу. Произошло это настолько молниеносно, что Молина даже не успел подготовить речь в свою защиту. Гватемалу похвалили за "борьбу с коррупцией", а главные борцы за правду, то есть США, заявили, что намерены предоставить стране 5 млн долларов для дальнейших антикоррупционных сражений.
Выглядит все это, на первый взгляд, и впрямь благородно. Вроде бы США наводят, наконец, порядок у себя на "заднем дворе", которым Вашингтон традиционно считает Латинскую Америку. Но нет сомнений и в другом: история взаимоотношений "гринго" и латамериканцев таит в себе очень много тайн. От истинной подоплеки госпереворотов до совсем уж грязных историй. В той же Гватемале, например, в годы президентства Гарри Трумэна американские медики чуть ли не массово заражали местных жителей сифилисом, гонореей и прочими "любовными болезнями". Без их ведома, естественно. Но с ведома тогдашнего правительства Гватемалы. Американцы таким образом антибиотики испытывали. Не на гражданах же США опыты ставить? Давняя история "всплыла" из архивов чисто случайно. После поднявшегося шума Барак Обама публично признал, что да, мол, был такой грешок за Вашингтоном. И даже извинился.
А какие еще секреты "всплывут" в свое время? В том числе и касательно нынешних главных бед Латамерики – вездесущей коррупции и всесильного наркотрафика? Насчет последнего и впрямь существуют некие сомнения. Ведь бороться с продавцами, наращивая при этом спрос – сущее лицемерие. И Соединенным Штатам в данном случае, наверное, пора определиться: они кто – клиенты или полицейские? Вообще-то хуже всего, если и то и другое сразу.
Пока же на "заднем дворе" США любой крупный политик автоматически попадает в перекрестье прицела самых разных не очень-то невинных и чистых от криминала интересов. Скоро жители Гватемалы узнают, как будет справляться с этой ситуацией их только что избранный новый президент. Джимми Моралес, комедийный актер. Без особого опыта политической борьбы, но, судя по его предвыборному образу, жизнерадостный оптимист.