Западные СМИ не отрицают эффективности операции российских ВКС в Сирии. Однако при анализе побудительных мотивов России упор делается, как правило, на два предположения. Первое – Москва борется не столько против запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство", сколько против других вооруженных формирований, выступающих против правительства Башара Асада. И второе – главной целью России в Сирии является сохранение власти в руках Асада.
Оба предположения ошибочны. И те, кто их выдвигает, заблуждаются или лукавят, считает Тома Флиши де ля Невиль – профессор Особой военной школы Сен-Сир, сотрудник Национального центра научных исследований Франции, автор книги "Мир в 2030 году".
"Вмешательство России не нацелено на укрепление Башара Асада. Оно является частью очень ясной линии, которая заключается в ликвидации ИГ, или, по крайней мере, в ограничении его продвижения. Чтобы ограничить это продвижение, Россия может опираться только на государства, являющиеся заклятыми врагами ИГ. Это Иран и Сирия. И я думаю, что не стоит смешивать соображения, касающиеся внутренней политики Сирии и геополитические цели российского вмешательства", – сказал Тома Флиши де ля Невиль в эфире радио Sputnik.
В то же время, по мнению французского политолога, взаимодействие России с действующим руководством Сирии вполне объяснимо с точки зрения прагматичной политики.
"Внутреннее положение Сирии абсолютно ясно. Президент Асад был избран большинством и пользуется в настоящее время массовой поддержкой населения. Следовательно, для урегулирования ситуации было бы бесполезно обращаться к людям, реально Сирию не представляющим. Если обращаться к людям, которые не представляют интересы сирийцев, никакого продвижения с точки зрения геополитики не будет. Единственный человек, который сможет сформировать правительство национального единства – это Башар Асад. А те, кто хотел бы занять место сирийского правительства, просто не смогут повлиять на события", – считает Тома Флиши де ля Невиль.
По словам французского политолога, попытки опереться на так называемую "умеренную оппозицию" из числа вооруженных противников Дамаска обречены на провал.
"Этой "умеренной оппозиции" просто не существует. Она уже давно была подмята под себя исламистами. И ее политические цели в той же степени ориентированы на насилие, как и цели ИГ", – полагает Тома Флиши де ля Невиль.
По словам французского политолога, сейчас происходят изменения в степени влияния отдельных стран на ситуацию на Ближнем Востоке.
"Те державы, который имеют вес в регионе в данный момент, сохранят свое влияние и впредь. Но если сравнить операцию России в Сирии с одним ударом в неделю, наносимым Францией, легко предугадать, кто будет иметь большее влияние в регионе в будущем", – заключил Тома Флиши де ля Невиль.