Соглашение по иранской ядерной программе, заключенное между Тегераном и "шестеркой" международных переговорщиков (США, Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия) в Вене, вступило в силу в воскресенье, 18 октября.
Таким образом, накануне наступил так называемый "день принятия", когда стороны приступают к выполнению своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). После того, как основная часть обязательств будет выполнена, наступит так называемый "день исполнения", когда с Ирана будет снята большая часть международных санкций. Предполагается, что этот день наступит через несколько месяцев.
Иран и "шестерка" международных переговорщиков в ночь на 14 июля достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Переговоры завершились принятием СВПД, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. Иран в свою очередь должен законсервировать тысячу центрифуг и ликвидировать 95% запасов обогащенного урана, а также модернизировать реактор.
Парламент Ирана 13 октября одобрил законопроект о реализации соглашения с "шестеркой".
Независимый эксперт по Ирану Игорь Панкратенко считает, что выполнение сторонами соглашения всех обязательств будет крайне непростым.
"Когда были подписаны венские соглашения, я сказал о том, что мы закончили борьбу за подписание соглашения, а сейчас начинается этап борьбы за исполнение его условий. Разумеется, этот путь будет крайне нелегким. Потому что само подписание документа мало что значит, если какая-либо из сторон не хотела бы его исполнять", – сказал Игорь Панкратенко в эфире радио Sputnik.
По его словам, существует немало людей, прежде всего, в США, желающих помешать выполнению договора по иранской ядерной программе.
"В США и, естественно, в Израиле, который оказывает в этом вопросе огромное влияние на их политику, существует масса людей, желающих дезавуировать эти венские соглашения. Мы уже сейчас видим, что к Ирану появляются дополнительные требования и претензии Соединенных Штатов. В самом соглашении также существует масса скользких моментов, которые при желании могут быть использованы противниками договоренностей, чтобы прервать процесс их выполнения. Ситуация ведь заключается в чем: иранская ядерная программа – это такая большая дымовая завеса для решения Вашингтоном своих геополитических задач как на Ближнем Востоке, так и в отношении самого Ирана", – сказал Игорь Панкратенко.
По его мнению, выполнения соглашения со стороны Ирана займет несколько лет.
"В том, что касается чисто технической стороны вопроса – в плане обязательств Тегерана – то этот путь можно пройти достаточно быстро. Будет достаточно трех-пяти лет интенсивной работы, чтобы обеспечить то состояние, которое полностью устроило бы Запад и Вашингтон, в частности", – полагает эксперт.
Однако с отменой санкций не все так однозначно, считает Игорь Панкратенко.
"Проблема заключается в другом – в отмене санкций. Ведь, когда (президент США) Барак Обама и (госсекретарь США) Джон Керри проталкивали подписание венских соглашений, все прекрасно понимали, что реально этой проблемой будет заниматься уже другая администрация. А какой у нее будет настрой, какова будет ситуация на Ближнем Востоке и в окружающих регионах – это большой вопрос, это никто точно сказать не сможет", – заключил эксперт.