Совет безопасности Нидерландов, под руководством которого на протяжении 15 месяцев велось расследование причин крушения малайзийского Boeing на востоке Украины, во вторник, 13 октября, опубликует окончательный доклад.
Специалисты, трудившиеся над этим документом, ответят на вопрос "что произошло?", однако оставят за скобками ответ на вопрос "кто виноват?" – это должно определить продолжающееся криминальное расследование.
В этот же день, но уже в Москве, свою версию произошедшего в июле 2014 года представляет российский концерн ПВО "Алмаз-Антей", являющийся производителем систем "Бук". Концерн, в частности, озвучил результаты моделирования катастрофы малазийского Boeing. Как сообщили в "Алмаз-Антее", проведенный эксперимент подтвердил ранее озвученную версию о том, что самолет был сбит ракетой с территории, подконтрольной украинским силовикам.
Пассажирский Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился 17 июля прошлого года в Донецкой области. Все находившиеся на борту 298 человек погибли.
"Окончательный" доклад Совета безопасности Нидерландов по расследованию причин крушения Boeing никакой ясности в дело не внесет, уверен директор Центра либерально-консервативной политики имени П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков.
"Конечно же, он будет не финальным и особого веса иметь не будет. Где-то месяца полтора назад стало ясно, что вес его будет даже меньше, чем ожидалось. Я совершенно согласен с нашими экспертами в том, что это расследование сильно политизированное и достаточно хитроумное. Мне доводилось по этому расследованию говорить не с авиаспециалистами, а с уголовными криминалистами. И, по их мнению, то, что они слышат по этому делу, очень напоминает ход расследования по уголовному делу под давлением. Когда следователи специально не учитывают некоторые улики для того, чтобы в случае чего вдруг их "найти" и передумать. Вот здесь ситуация ровно такая же", – сказал Александр Казаков в эфире радио Sputnik.
По его убеждению, расследование изначально ведется с учетом возможных изменений политической обстановки в мире.
"Следствие ведется под углом того, как будет развиваться политическая ситуация. И те улики и выводы, которые предлагает Россия, не учитываются совершенно сознательно потому, что если их учесть, то придется делать выводы. Также если предъявить Киеву ультиматум и получить от него те данные, которые он не успел уничтожить, то опять же придется делать однозначные выводы. А вот именно этого изначально голландское следствие делать не хочет. Они держат "нос по ветру", они смотрят на положение России, на ее взаимоотношения с США, смотрят, как Европа ведет себя в минском процессе. И будут тянуть время до того момента, когда ситуация с Украиной, и я бы еще добавил и ситуация с Сирией, разрешится, и будут смотреть, как она разрешится. А после этого само следствие будет переформатировано, туда могут быть введены дополнительные участники, или оно будет передано в другую юрисдикцию. И тогда они учтут дополнительные обстоятельства, вдруг "случайно открывшиеся", хотя они были им известны еще полтора года назад. И, возможно, тогда появится шанс получить финальный доклад. А сейчас будут говорить, что то ли был сбит ракетой "земля-воздух", то ли "воздух-воздух". И кто виноват – непонятно.
По тексту будет рассыпано много намеков, которые каждая заинтересованная сторона начнет толковать в свою пользу", – считает политолог.
И таких толкований будет предостаточно, уверен он.
"Та же международная общественность после публикации доклада скажет то, что говорили ознакомившиеся с черновиком документа – вопросов осталось гораздо больше, чем ответов. А это и есть результат, к которому на сегодняшний день стремится голландская комиссия – она не хочет отвечать на вопросы. Потому что политическая ситуация вокруг Украины стала гораздо сложнее и запутаннее, чем была год назад. Тогда и без всякого расследования обвинили во всем Россию и ополченцев Донбасса. А теперь этого делать нельзя, ситуация изменилась. Есть минский процесс, в котором участвует Евросоюз и Голландия, соответственно, тоже. Есть сложные взаимоотношения ЕС и США, да и отношения России и США начинают изменяться. Поэтому комиссия и не собиралась называть виновных. А для того, чтобы их не заставили это совершать, они делают предельно общими и двусмысленными свои выводы", – сказал Александр Казаков.
В то же время, по его словам, возможность для объективного расследования у голландцев есть.
"Учитывая, что есть на руках у комиссии, конкретные выводы можно сделать, но сделать тогда, когда будет политическая на это команда. Есть возможность для объективного расследования. Но здесь мы должны добиться победы в разрешения украинского и сирийского кризисов, чтобы международная общественность признала большой и правильный вклад в это России. После этого Европа сможет вслух согласиться с тем, что и в "деле Boeing" Россия была права. Это же было ясно с самого начала. Это ведь не криминальный случай или просто авиакатастрофа, а дело политическое", – заключил Александр Казаков.