Автор Агата Бестужева
Как оказалось, национальная память на Украине имеет свой "срок годности". Это стало очевидно еще на Майдане, когда был запущен процесс сноса памятников советских времен. Но киевские власти пошли еще дальше. Согласно закону о декоммунизации, опубликован список из 520 фамилий деятелей прошлого, имена которых до 21 ноября должны быть стерты с карт Украины.
Но чиновники спешат отчитаться – и уже бегут "впереди паровоза". Еще до публикации перечня неугодных персон состоялось переименование библиотеки имени Горького в Одессе. Ныне это "Одесская национальная научная библиотека", сообщает пресс-служба министерства культуры Украины. Решение это аргументировано якобы тем же законом о декоммунизации. Но не угадали: Максим Горький в "топ-520", как ни странно, не попал. Чего не скажешь о Леониде Брежневе, который, кстати, в паспорте в графе "национальность" писал "украинец". Названная в честь него улица в Днепропетровске скоро исчезнет с карты города. В списке врагов также оказались Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Роза Люксембург и другие. С ними, за компанию, естественно – и Владимир Ленин. Хотя именно Владимир Ильич создал ту самую Украинскую ССР, наследницей которой является нынешняя Украина.
Ну ладно, с политиками ясно. Но при чем здесь деятели культуры? Например, классик французской литературы Анри Барбюс или советский писатель Николай Островский. Аркадий Гайдар тоже непонятно чем провинился. Впрочем, правнучка писателя Мария Гайдар, которая живет сейчас на Украине, сказала, что она не против того, чтобы ее знаменитого предка стерли с карты страны. Хотя раньше вроде бы с уважением отзывалась о прадеде. Что же, пост советника губернатора Одесской области обязывал Марию Егоровну сделать выбор – и она его, очевидно, сделала.
Любопытно другое: какими будут новые названия? Заранее можно предположить появление сотен улиц и площадей имени "революции гидности" и ее героев. Где-то, наверное, и Бандеру с Шухевичем помянут. Что было бы вполне естественно. Выбор-то невелик, а переименований будут многие тысячи. Глядишь, и "проспект Игоря Коломойского" в Днепропетровске появится. Вместо улицы Брежнева – почему бы и нет?
Понятно, что Украина имеет право сама формулировать свое отношение и к истории, и к коммунистической идеологии. С этим никто и не спорит. Но не становится ли Украина при этом жертвой новой тотальной идеологии? Причем такой, которая пока что ни своими Максимами Горькими, ни своими Анри Барбюсами похвастаться явно не может.