Автор Светлана Холоднова
Панацея от революций: Москва предлагает ООН принять декларацию, которая приводила бы к изоляции стран, где произошел госпереворот, сообщил глава российского МИД Сергей Лавров. Декларация подразумевает, что страны, в которых власть насильственно свергли, не могут быть нормальными членами международного сообщества.
А почему бы, собственно, и нет? Ведь понятно, что госпереворот – это как-то не очень демократично. Помимо того, что просто опасно для страны и ее народа. И, по логике вещей, все хотели бы застраховаться от подобного. Даже странно, что с такой инициативой в ООН до сих пор никто не обращался, ведь мировое сообщество осуждает неконституционную смену власти – по крайней мере, на словах. А как на деле – скоро увидим. В Совбезе ООН.
Кстати, как напомнил Сергей Лавров, принцип "изолировать, если опрокинул власть" уже действует в Африке и Латинской Америке. Там не понаслышке знают, что такое госперевороты. В том числе направляемые из-за рубежа. А весь остальной мир, получается, решил, что его такое не коснется и превентивные механизмы не нужны. Это эскапизм – попытка убежать от проблемы, но не решать ее.
Но есть один трехбуквенный нюанс: США. Это страна, которая любит смещать "неправильные" правительства, и поставила организацию госпереворотов на поток. Своего рода "экспорт революций". И США совершенно точно не заинтересованы в том, чтобы ООН выступила с осуждением такой напасти. Зачем им тогда приводить к власти в странах своих наместников, если эта страна окажется в изоляции? Пустая трата денег, времени и сил.
Но свое право вето в Совете Безопасности ООН им даже не придется использовать. До этого, скорее всего, не дойдет: Вашингтон пустит в атаку своих сателлитов. А те и так прекрасно знают, что делать с подобными инициативами – душить в зародыше. Пусть и в ущерб собственной безопасности. Ощущение, что дело уже даже не в политических или экономических бонусах от США, а в том, что союзники Белого дома страдают стокгольмским синдромом.
Тем не менее, вода камень точит. И одно только предложение о декларации против госпереворотов уже дало многим пищу для размышлений. Так что, возможно, со временем у идеи будет появляться все больше сторонников. А пока участники госпереворотов живут припеваючи. Их единственная забота – придумать, какое бы приличное, а лучше – героическое название присвоить своим деяниям. Тут нужна определенная доля креатива. Например, госперевороты при поддержке внешних сил произошли в Болгарии, когда она сказала "да" Южному потоку, а до этого – в Грузии и на Украине. Причем власти Болгарии именуют произошедшее в их стране демократической сменой власти, а Тбилиси и Киев – "революцией роз" и "революцией достоинства" соответственно. Но суть от этого не меняется.