Автор Ася Гром
Поток беженцев в Европу помог развиться самым разным деловым структурам. Миграция стала хорошим и постоянным средством дохода не только для контрабандистов, но и для мелкого бизнеса. Пока одни поставили на поток переправку людей через водные просторы, другие подготовились оказывать услуги, которое неповоротливое государство просто не может оказать быстро и качественно. Третьи же намерены завоевать симпатии тех, кто совсем скоро может составить заметный контингент европейских потребителей.
С середины лета в Европейский союз прибыли почти 110 тысяч мигрантов. Почти 90% воспользовались услугами нелегальных перевозчиков. Они не могут гарантировать безопасность, но зачастую именно в них бегущие от войны люди видят единственный ключ к спасению. Никто пока не знает, сколько заработали на этих операциях контрабандисты, но все понимают, что это весьма большие суммы. Так, некоторые эксперты утверждают, что только за прошедшее лето они положили в свои карманы более 300 млн евро. Говорит главный редактор журнала "Мировая экономика и международные отношения" Андрей Рябов:
"Для тех, кто делает деньги на всем, это уже давно не кризис. Это путь к процветанию. Всем известно, что модель переправки беженцев приносит сверхприбыли тем, кто организует "черный" поток людей через границы из Турции и далее по Европе. Глядя на все это, цивилизованный бизнес цивилизованной Европы, видимо, решил, что мимо этого рынка они пройти не могут".
В числе последних, например, авиакомпания Air Berlin, которая заработала на депортации беженцев только в прошлом году примерно 350 тысяч долларов. В Швеции процветает бизнес по анализу речи беженцев: лингвисты определяют, на самом ли деле беженцы являются уроженцами тех мест, о которых говорят. Во многих странах банки неплохо зарабатывают на комиссиях с выплат мигрантам. Подобный бизнес набирает обороты, пока мигранты выбирают наиболее подходящую страну для проживания, а европейцы играют в благодушие, заключает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Сами беженцы и мигранты выбирают ту страну, в которой они хотят жить. Они выбирают страну с уровнем жизни, который им кажется выше. Соответственно, никто не стремится ехать в страны Балтии. А все стремятся ехать в Германию, а дальше из нее в Британию. Европейцы опять попадают в ловушку своих представлений о прекрасном, о том, что можно принять хорошие, справедливые законы, и это все будет работать. Но не будет это работать – это же очевидно. Здесь надо строить абсолютно другую политику. Скажем, например, сейчас из поля зрения выпала такая страна, как Испания. По количеству принятых мигрантов и беженцев в ЕС эта страна сейчас как раз на лидирующих позициях. Другое дело, что там есть внутренняя политика, как принимать и как ассимилировать беженцев".
Наряду с теми, кто готов заниматься благотворительностью и помогать беженцам, всегда будут и те, кто видит в этих людях только источник дохода, не сомневается председатель Общественного совета при Федеральной миграционной службе Владимир Волох:
"Я бы не стал преуменьшать гуманитарный статус, если говорить о беженцах, которые преследуются по политическим, по социальным мотивам, по вероисповеданию, жизням которых грозит опасность. Ведь не случайно все мировое сообщество выработало Конвенцию о статусе беженца, им надо помогать. Это совершенно однозначно. И правильно делают те бизнесмены, которые помогают именно настоящим беженцам. Здесь, конечно, надо разделять. Те, кто продают и наживаются на горе людей – это ни под какие юридические нормы, под моральные нормы не подпадает. А те, кто бесплатно помогает, их нужно только приветствовать".
Навести порядок на всех уровнях, перекрыть источники дохода для всех, кто умело делает деньги на беженцах, конечно же, можно. Но для этого надо разработать целую программу, а не играть в разовые акции, считает кандидат политических наук Марина Апанович:
"На фоне жесткой позиции Венгрии, которую она заняла в последние дни, на фоне достаточно жесткого отказа Ангелы Меркель от своих предыдущих заявлений, я думаю, что СБ ООН рассмотрит положительно этот запрос и будет дальше разрабатывать план действий. Это, безусловно, не какое-то одно решение. Необходима целая программа, что делать дальше. Проверили лодки, выяснили, что там есть нелегальные мигранты, отправили их обратно – а что происходит дальше? Дальше те же контрабандисты загружают еще одну лодку, и мы находимся в замкнутом круге. Конечно, необходима целая программа, которая поэтапно предполагала бы борьбу с этим явлением как с феноменом. Не просто на уровне государств".
Но, судя по всему, европейский бизнес в подобные быстрые и правильные решения не верит и постепенно ищет способы зарабатывать на вновь прибывающих. Ведь многие из них располагают немалыми денежными средствами и готовы платить за определенные товары и услуги. А если так, почему бы не последовать примеру других и не выстраивать отношения с новым кругом покупателей.