Автор Татьяна Голованова
Украина начала разбор долгов. Законы о реструктуризации части кредитов официально вступили в силу. Для этого Киеву пришлось принять целый ряд документов. Рада утвердила правила налогообложения доходов заемщиков по внешним долгам; приняла закон, предусматривающий выпуск нового вида ценных бумаг; а также закон, определяющий приоритетность реструктурированных долгов. После чего этот большой пакет документов подписал Петр Порошенко. Известны и условия реструктуризации, которые были достигнуты по итогам переговоров Киева с кредиторами: Украине спишут 20% номинального долга — 3,6 млрд из 18 млрд долларов. К тому же кредиторы дадут отсрочку по выплатам до 2019 года.
Казалось бы, неплохой старт для страны, которая у многих уже давно ассоциируется со словом дефолт. Но так просто выйти сухой из воды у Украины не получится. Вспомнить хотя бы, что и эти договоренности были достигнуты в условиях дедлайна, то бишь в последний момент. И вроде бы все безупречно. Да только без скандалов снова не обошлось. Минфин уже обвинили в том, что по его воле страна оказалась в добровольной кабале у кредиторов. Ведь реструктуризация на тех условиях, что выдвинуты, плюс выпуск странных деривативов — это не выход, а лишь отсрочка под большие проценты. То есть, расплачиваться с кредиторами в пятикратном размере придется будущим поколениям украинцев.
А между тем, ситуация катастрофическая — в этом году внешний долг страны достигнет 95% ВВП. И вроде не такая страшная цифра — в Европе у многих долги и повыше, но, в отличие от Украины, у них войны нет, да и свои помогут. А вот Киеву — вряд ли.
Жизнь от реструктуризации слаще не станет и по другой причине — далеко не все готовы стричь долги. Так, российский Минфин еще раз напомнил, что Москва в этой реструктуризации участвовать не планирует. Сроки выплат по выкупленным Россией евробондам на 3 млрд долларов наступают уже в декабре. Но, как оказалось, есть опасность и посерьезнее. По данным СМИ, одним из держателей украинских бумаг является американский хедж-фонд Aurelius. Тот самый, которому удалось через суд довести Аргентину до дефолта. И он явно хочет лучших для себя условий реструктуризации долга Украины. И если с Москвой Киев может, теоретически, "пободаться", но договориться, то в случае с американцами и их судами придется либо платить, либо рисковать потерей поддержки из Белого дома. Именно на это все чаще намекают в Вашингтоне.