Страны-члены ООН обсудят 30 сентября возможность добровольного ограничения права вето в Совете Безопасности организации. Соответствующее предложение выдвинула Франция. Его смысл в том, чтобы страны — постоянные члены СБ ООН не могли накладывать вето в тех случаях, когда нужно принимать срочные меры для пресечения массовых преступлений. Мероприятие пройдет "на полях" общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи под председательством глав МИД Франции и Мексики — Лорана Фабиуса и Клаудии Руис Массиеу.
Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, что право вето постоянных членов Совбеза ООН является главным гарантом обеспечения сдержек и противовесов, необходимых в любой демократической системе.
По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, если отменить право вето, то ООН превратится в очередной совещательный орган.
"Устав ООН требует права вето как неотъемлемого права. Именно поэтому звучит формулировка "самоограничение": мол, мы Устав нарушать не будем, но договоримся его правами не пользоваться. Это не очень разумная позиция, потому что она дестабилизирует ООН. Именно право вето позволяло много раз решать проблемы или не доводить какие-то вопросы до состояния проблем. Без абсолютного согласия пяти постоянных членов система работать не будет, и Совбез превратится еще в один совещательный орган. Потому что сила резолюции СБ ООН была именно в единстве пяти ключевых государств планеты. Без этого единства документы будут иметь ту же роль, которую имели решения Лиги Наций, которая ни Вторую мировую войну не предотвратила, ни прихода Гитлера к власти, ни одной крупной проблемы тогдашней внешней политики не решила", — сказал Дмитрий Журавлев в эфире радио Sputnik.
По его мнению, права вето хотят лишить именно Россию. Однако она пока может им воспользоваться, чтобы блокировать подобные инициативы, и при этом получит поддержку Китая.
"Право вето — это тот инструмент, который позволяет России сохранять свою позицию во многом. Если Россия потеряет право вето, то ООН превратится просто в американский механизм. Нынешнее руководство США, которое не думает стратегически о роли ООН, а думает о том, чтобы сконцентрировать как можно больше власти в своих руках, очень хочется избавиться от российского вето. Думаю, что мы будем не одни. США, Франция и, может быть, Великобритания, именно как союзники США, не проголосуют против. Чего не скажешь насчет Китая и России: не только мы, но и китайцы тоже недовольны, если их лишат права вето", — считает политолог.