Автор Михаил Шейнкман
А ведь он – философ, Обама. Такое чтоб людям сказать,
Платоном каким-нибудь, прямо, уметь нужно порассуждать.
Взглянул он куда-то вовнутрь, копнул где-то там глубоко.
Осмыслил, прикинул, обдумал и вывел, что им нелегко –
Всем штатам Америки вместе с самими собой совладать.
Сильней США неизвестен, кто может им жить помешать.
"Проблемы, – вещает Обама, – мы сами себе создадим".
Себе – на здоровье, право. Зачем же еще и другим?
Хуже Штатов лучше нет. На исходе своего второго срока Барак Обама все-таки нашел причину бед вверенного ему государства. В зеркале. На встрече с руководителями американского бизнеса вдруг заявил, что США вредят себе сами, а вовсе не Россия или Китай. "Наша проблема не в том, что, например, Пекин может продавить на переговорах или Путин может нас переиграть. Наша проблема – это мы сами", – саморазоблачился президент. Это, естественно, не значит, что он пересмотрит рейтинг угроз национальной безопасности. Хотя, помести он выше "Исламского государства" или России собственную страну, это выглядело бы вполне оправданно. Поскромничал. Но и так из его уст это все очень даже беспрецедентно.
Он, конечно, имел в виду исключительно зловредных республиканцев, что хотят в конгрессе заблокировать бюджет-2016, и опять, как уже бывало, отправить правительство в незаслуженный отпуск. Но лет через сто, если Штаты их проживут с таким-то отношением к жизни, они этот повод и не вспомнят. А слова останутся. Золотые слова. "Мы сами создаем себе проблемы". Еще бы добавить "и другим тоже", и эту истину можно заносить на скрижали. Она так и просится на постамент какой-нибудь статуи Свободы. Или национальным девизом вместо "In God we trust" на какую-нибудь долларовую банкноту. Это же и есть их религия, их государственная идея: мешать всем жить. Ради такого откровения стоило терпеть эти два срока Обамы.
И признался ведь не друзьям из ЛГБТ во время ежегодного приема на лужайке у Белого дома. Обычно он с ними общается так, что не сразу поймешь, шутит или делится сокровенным. А промышленникам, предпочитающим иметь дело с теми, кто проблемы решает, а не просто их признает. Словно это не он рассказывал легенды об исключительности. Впрочем, он не был бы американцем, если бы не стремился к первенству даже в провале. Обама настолько хочет превосходить Россию или Китай, что готов быть лучшим даже в худшем. Он скорее забьет мяч в свои ворота, чем отдаст его противникам. Кстати, по такому принципу ведь и строятся отношения США со всем миром.
Но в нем, не сомневается Обама, нет ни одной страны, которая не завидовала бы Америке. В том числе и Китай. "То, что Америка "находится у руля", если принимает умные решения – факт", – путается в том, что первично, президент. Хотя, может быть, самое умное решение в том и заключается, чтобы у нее этот руль забрать. А то паркуется к любой точке планеты, как блондинка из анекдотов. Впрочем, почему "как"? У них же Белый дом. Но насчет зависти Обама, пожалуй, прав. На самом деле, лучше и сильнее, чем США, их самих точно никто не накажет.