Автор Александр Липовец, радио Sputnik, Литва
Гостеприимные литовские чиновники уже подсчитали: содержание одного беженца обойдется бюджету страны в 800 евро в месяц. А литовские пенсионеры сопоставили эту цифру со своими собственными доходами, которыми их обеспечивает благодарная отчизна за многолетний труд. И результат им не понравился. Выходит, что беженцы будут почти в три (!) раза жить лучше, чем литовские старики. Ведь средняя – заметьте, не минимальная – пенсия в Литве сегодня равна примерно 300 евро.
Чиновники, правда, успокаивают соотечественников. Мол, на карманные расходы беженцам будут выдавать в месяц лишь по 71 евро на руки. А вот остальные 700 с лишним евро будут расходоваться под контролем тех же чиновников. Из этих средств будут оплачиваться жилье, питание, обучение литовскому языку, курсы повышения квалификации, услуги врачей и психологов и даже ознакомительные экскурсии по Литве.
Успокоение получилось так себе. Вообще-то, литовские старики из своей пенсии тоже на еду и квартплату тратятся. Хотели бы, конечно, и на экскурсию какую съездить. Но бюджет, извините, не позволяет – на еду хватило бы. А расходы на беженцев, судя по всему, чей-то личный бюджет хорошо пополнят. Например, мэр Вильнюса уже озаботился созданием в детских садах столицы групп с воспитателями, владеющими арабским языком. А если не получится – так ведь наверняка не получится – то, говорят, можно и в частные садики определить детишек. Тем более что сетью частных детских садов по всей Литве владеет жена близкого друга мэра – внука "великого" Витаутаса Ландсбергиса, европарламентария и нового лидера партии консерваторов Габриэлюса Ландсбергиса.
Так что в отличие от пенсионеров, которые грустно размышляют о новых соседях, которые будут жить красивее литовских стариков, власть предержащие уже подсчитывают будущие плюсы от прибытия "новых литовцев". А чтобы старики не сильно возмущались, с экранов телевизоров и газетных полос политики во главе с президентом, премьером и спикером вещают о великой европейской солидарности. О том, что всем нам надо быть сердечнее и приветливее. К тем, кого к нам ЕС пришлет. Заботиться о собственных стариках ведь не обязательно – их-то Брюссель в упор не видит.
Но все равно сомнения кое-какие в обществе образовались. Так что умиротворять население пришлось даже религиозным деятелям. Епископ евангелическо-лютеранской церкви Миндаугас Сабутис на вопрос, не спровоцируют ли высокие денежные выплаты беженцам насилие против них, ответил: "Понятно, что пенсионеры, матери-одиночки могут возмущаться, что беженцы будут получать от государства больше. Признаю, что выплаты беженцам намного больше, чем социальные пособия жителям Литвы. Но посмотрите, как многие жители Литвы распоряжаются этими пособиями. 10 числа каждого месяца, когда выплачиваются пособия, начинается массовое пьянство. За два дня пропиваются миллионы евро".
Ага. Так все литовские пенсионеры и матери-одиночки и бегут наперегонки в винный магазин прямо от банкомата. Но, как бы то ни было, со слов епископа получается, что непьющий (скорее всего) беженец гораздо лучше для Литвы, чем пьющий от своей сладкой жизни на 300 евро литовский пенсионер. Власти, кажется, тоже так считают.