Автор Михаил Шейнкман
Черногория-страна для курортов создана.
Стратегический запас: солнце, горы, море, пляж.
Но работать она хочет в евробезопасности.
Монтенегро. А короче, "негро", чтоб для ясности.
И соленая вода больше не прельщает.
Включено все. Не туда. Здесь НАТО отдыхает.
Гора к Магомету не идет, а Черногории, видимо, придется. И, скорее всего, в обратном направлении. А кого еще можно понимать под "угрозой национальной безопасности", как не "Исламское государство". Не Россию же, которой Подгорица, даже несмотря на резолюцию парламента о вступлении в НАТО, продолжает клясться в любви. А других зол ни Вашингтон, ни Брюссель вроде бы как и не предполагают. В постановлении скупщины, правда, есть еще ссылка на то, что альянс поможет сохранить целостность, отстоять суверенитет и поднять благосостояние. Но это, скорее, общее место. Надо же чем-то объяснить нелогичное стремление правящей элиты оказаться в откровенно антироссийском и сугубо военном блоке.
Что касается благосостояния, то властям одной из беднейших стран Европы, наверное, пока не сказали, что членство в НАТО стоит два процента ВВП на оборону. Вот они удивятся. И это, видимо, будет не единственный сюрприз. "Присоединение к альянсу – это важный стимул для ускорения и успешного завершения переговоров о полноправном вхождении Черногории в Евросоюз", – говорится в резолюции. Поинтересовались бы у турок. Лет сорок назад те тоже так думали.
Как бы то ни было, парламент хоть и обсуждал это дело два дня, но накануне все-таки пал под давлением большинства. Принял документ о поддержке вступления страны в Североатлантический блок. Хотя, казалось, ее-то какой географией это трогает. Блок, во-первых, северный. Во-вторых, атлантический. А она в Адриатике живет. Ей бы радоваться, что так повезло с расположением. И если нашествие, то исключительно туристов. Даже беженцы сюда не доходят. Природный ландшафт, впрочем, и теперь не изменится. Но тектонический сдвиг власть обществу уже устроила. Только в мировоззрении.
И всего-то за НАТО проголосовали 50 депутатов из 81. Но уже не важно, что под дверьми скупщины протестовали сотни. И, видимо, не имеет значения, что против такой интеграции под 60% населения. Его, по всей вероятности, не спросят. С такой социологией референдум – это слишком рискованно. А премьер Мило Джуканович, надо полагать, уже пообещал Черногорию Брюсселю. И даже тест на верность сдал. Как и Россию, когда и санкции ввел, и от обещания быть 9 мая в Москве отказался. Собственно, это именно ему присоединение к НАТО обеспечивает личную политическую безопасность. Учитывая степень протестных настроений, Запад, несмотря на все демократические ценности, постарается сделать так, чтобы не менять здесь Мило на шило.
Подгорица теперь ожидает официального приглашения до конца года. И, видимо, получит его. Вице-президент США Байден обещал похлопотать, чтобы все решилось уже в декабре на встрече министров иностранных дел альянса. Ведь Черногория блоку так нужна. Пусть и курорт. Но если есть у Запада страны линии фронта, то должна быть и страна первой линии, на которой всегда можно отлежаться. К тому же, Черногория в НАТО – это как еще одна дырочка на его поясе безопасности. Правда, если приходится ее сверлить и затягивать этот пояс до такой степени, то они, видимо, совсем прохудились.