Автор Ника Филимонова
Исламские боевики живут искусством. В прямом смысле этого слова. На продаже похищенных уникальных артефактов террористы зарабатывают огромные деньги. Боевики, как оказалось, весьма осведомлены в вопросах истории и археологии. Но еще лучше они знают, кому это самое искусство продать. Коллекционеры из США, Великобритании, Франции, Швейцарии выстраиваются в очереди, чтобы заполучить заветную статуэтку, изразец или вазу.
Понятно, что за товаром они приходят не на открытый аукцион, все "показы" проходят за закрытыми дверями. Оценив экспонат, "любители искусства" выкладывают за него кругленькую сумму. От десятков тысяч до миллионов долларов. Но самые редкие и ценные артефакты даже не "засвечивают": они сразу уходят конкретным заказчикам. Этот вид "бизнеса" позволяет боевикам добавлять внушительные суммы к выручке от продажи нефти и оружия. И сохранять за собой статус самой богатой и влиятельной террористической организации в мире.
Вероятно, сами коллекционеры, приобретающие таким образом очередные "жемчужины" для своих собраний, даже не хотят задумываться над тем, что, по сути, тем самым они спонсируют разрушение и разграбление уникальных объектов истории и культуры. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов тех одержимых, которые настолько помешаны на сборе сокровищ, что ничего другого видеть и знать не хотят. Но ведь большая часть таких "поклонников искусства" прекрасно осведомлены о происходящем на Ближнем Востоке и сознательно закрывают на это глаза. Зачем лишний раз обременять себя печальными мыслями? Ведь кто умножает познания, умножает скорбь. Да и потребительский инстинкт, по-видимому, пересиливает любые этические нормы.
Остановить процесс расхищения древних ценностей из Сирии и Ирака сейчас фактически невозможно. И вряд ли коллекционеры будут в обозримом будущем выставлять где-либо эти свои приобретения. То есть, человечество фактически теряет сейчас огромную часть своего культурного наследия. Конечно, можно надеяться, что когда-нибудь в будущем клиентов "черного рынка" осенит, и они решат вернуть награбленное. Но, во-первых, рассчитывать на сознательность таких людей не очень-то стоит. А во-вторых, неясно, к какому государству обращаться по этому поводу. Неужто к "Исламскому", которое пока что, несмотря на все словесные угрозы со стороны США, продолжает процветать? В том числе – и материально.