Автор Дмитрий Геер
Греция получит миллиард евро. Таков размер первого транша в рамках помощи Еврокомиссии. Общий объем внушает уважение – 35 млрд евро.
В начале августа Афины и тройка кредиторов, куда входят Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ, согласовали условия предоставления стране третьего пакета финансовой помощи. Принято считать, что третья программа кредитования поможет Греции рассчитаться по долгам, избежать дефолта и остаться в еврозоне. Всего за три года, по некоторым оценкам, Греция может получить почти 92 млрд евро. Сюда же входят доходы от приватизации государственной собственности. Если разложить все по "корзинам", то от приватизации стоит ждать чуть более двух миллиардов, а собственно кредиты составят 85,5 млрд евро. В результате можно почти забыть о дефолте, считает руководитель направления международных рынков БКС Юрий Скоркин:
"Евросоюз и Греция договорились. Греция пошла на уступки относительно первоначальной позиции Ципраса. Греки продолжат получать финансовую помощь и, собственно, вероятность дефолта, я оцениваю ниже 50%. Дефолт невыгоден в первую очередь еврозоне, потому что она давала деньги. Греки тоже в этом заинтересованы, потому что имеют достаточно много товарно-рыночных отношений. Ну и собственно греки: если уж смотреть совсем скрупулезно, то их программа социальной помощи достаточно щедра, что влияет и на работоспособность греков. В этом плане им необходимо будет немножко затянуть пояса, но в этом ничего критичного нет. Поэтому вероятность дефолта в Греции сейчас минимальна".
Чтобы получить этот кредит, греки выполнили условие европейцев и организовали новый приватизационный фонд. Туда будут переведены госактивы на 50 млрд евро. Уже известно, что часть греческой экономики в ближайшие три десятилетия будет работать только на погашение нового госдолга Греции. Ведь получение нового пакета помощи доведет государственную задолженность Греции до планки в 201% от объема ВВП уже в 2016 году.
Вместе с тем, следует отметить, что история с возвратом к драхме постепенно сошла на "нет". Скорее всего, правящие элиты осознали всю опасность даже простых рассуждений о возвращении к национальной валюте, отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов:
"У Греции сейчас нет никаких возможностей выйти из еврозоны. Просто потому, что такой выход будет означать, с одной стороны, потерю возможности платить по долгам, потому что произойдет введение новой валюты и тут же, скорее всего, ее обвал по отношению к евро. А с другой стороны, нет никакой новой рыночной привязки. Поэтому Греция останется в еврозоне. Правда, элиты греческие ориентированы только на еврозону, а нынешнее правительство добивается сохранения и в еврозоне, и в ЕС, и не борется, не пытается даже как-то поставить вопрос о списании долга".
Эксперты признают, что во многом происходящее с Грецией сегодня – это заслуга левого правительства Алексиса Ципраса. Оно на самом деле сделало многое: отвело от дефолта, снизило давление на греческую экономику и финансовую систему, реструктурировав долги, которые Афины неспособны оплатить. Объявлена новая, третья с 2010 года, программа кредитования страны. Это же правительство спасло страну от выхода из зоны евро. Однако все эти шаги Ципраса противоречили позиции избирателей и даже членов собственной партии. 20 августа он ушел в отставку, а 20 сентября в стране пройдут досрочные выборы в парламент.