Автор Ася Гром
Проблема международной информационной безопасности занимает одно из ключевых мест в современном мире. Новейшие информационные и коммуникативные технологии внедряются в самых разных областях, а значит необходимо оценивать и предотвращать угрозы, с которыми могут столкнуться эти системы.
На одно из ведущих мест сегодня выдвигается проблема глобального управления интернетом. Долгое время этим вопросам не уделяли должного внимания, а если ими кто-то и занимался, то был лишь небольшой и весьма закрытый круг экспертов. Действия Эдварда Сноудена, который сделал достоянием всего мира секретную информацию, положили начало широкой дискуссии на тему, а насколько правомерна исторически сложившаяся ситуация, в которой США фактически "курируют" интернет. Вопрос этот весьма важен. По прогнозам специалистов, к 2030 году на интернет будет приходиться 20% мирового ВВП. Без оговорок признается, что Паутина оказывает огромное влияние на современное общество. Значит понятно, что все больше людей (от крупных корпораций до правительств) хотели бы оказывать влияние на это пространство. В этой связи Россия настаивает на том, чтобы в киберпространстве были введены определенные правила, которые поставят заслон на пути тех, кто готов собирать информацию любыми средствами. Однако это далеко не всем по душе, напоминает генеральный директор российского информационного агентства "Индустрия безопасности" Александр Власов:
"Россия уже лет пять, насколько я помню, настаивает на заключении всеобъемлющей конвенции в рамках ООН об ограничении такой деятельности в рамках виртуальной среды. Примерно так, как раньше заключались соглашения об ограничении гонки вооружений в реальной среде, об ограничении военной деятельности в космосе. Наша дипломатия настаивает на этом, ее поддерживают Китай и Индия. Но блок западных стран, включая США и Израиль, очень активно выступают против этого и блокируют такое соглашение. Поэтому мы можем продолжать бороться, но пока США считают для себя необходимым собирать информацию по всему миру, никаких соглашений об ограничении четвертой мировой войны в виртуальной среде и о подготовке к ней ждать не приходится".
Вопросы управления интернетом весьма противоречивы. Одни уверены, что это управление должно основываться на правилах свободного рынка. Другие предлагают ждать, пока онлайн-пространство начнет регулировать себя само. Третьи уверены, что к интернету следует применять устоявшийся набор законодательных правил и инструментов. Четвертые настаивают, что должен быть международный договор, который позволит управлять Сетью на мировом уровне. Пока же это все только проекты, а в мире современного интернета каждая страна защищает только свои интересы, считает член экспертного совета Комитета Мосгордумы по безопасности Дмитрий Ефимов:
"В киберпространстве, которое пока не регулируется никакими законами или актами на мировом уровне, каждый за себя.
При этом реальное противостояние уже имеет место, продолжает эксперт:
"Между Китаем и Америкой сейчас начинает обостряться кибервойна, связанная с тем, что США открыто обвинили Китай в хакерской атаке, в результате которой стали известны данные на 25 млн человек, включая правительственных чиновников. Это может вызвать серьезные изменения в киберобстановке в мире".
Россия же пока не оставляет надежд найти союзников в виртуальном пространстве. О своем намерении совместно бороться с угрозами в киберпространстве Москва и Пекин заявили весной. Обе страны хотят выступать с общих позиций по информационной безопасности на ключевых площадках, включая ООН и Международный союз электросвязи.
"Двойные союзы между государствами, что касается информационных технологий и безопасности – это благое дело, это надо делать. С точки зрения безопасности, прежде всего это обмен опытом, данными, технологиями, взаимное, скажем так, насыщение технологиями – это хорошее дело".
Эксперты признают, что изменения в виртуальном мире происходят гораздо быстрее, чем в мире реальном. Будучи пространством почти неограниченной свободы, интернет становится все более влиятельным инструментом контроля.