Автор Ася Гром
Бывшие акционеры ЮКОСа не оставляют надежды и пытаются всеми правдами и неправдами наложить свою руку на российское имущество за границей. Адвокаты экс-юкосовцев уверены, что у них все получится, однако российские эксперты предупреждают: у Москвы есть пространство для маневра, и ответные меры не заставят себя долго ждать.
В 2003 году, проведя проверку, налоговые органы обвинили ЮКОС в том, что компания уклонялась от уплаты налогов, используя "карманные" компании. Последние имели регистрацию в тех регионах страны, где были налоговые льготы. В итоге сумма претензий превышала 700 млрд рублей. Поскольку ЮКОС не мог рассчитаться по долгам, было открыто банкротное производство, активы продавались на торгах, ну а сама компания была ликвидирована. Однако акционеры ЮКОСа решили, что это решение им не подходит, и обратились в Гаагский суд с иском о выплате компенсации. В июле 2014 года ЕСПЧ постановил: Россия должна выплатить бывшим акционерам компенсацию в размере 1,86 млрд евро. В российском Минюсте это решение о предоставлении статуса "жертв" бывшим сотрудникам ЮКОСа назвали неподдающимся объяснению с точки зрения правовой логики. Российские эксперты в декабре 2014 года отмечали, что почему-то никто не заметил, что некоторые мажоритарные акционеры ЮКОСа имели самое непосредственное отношение к мошенническим схемам уклонения от уплаты налогов.
Но еще задолго до этого решения многие ведущие специалисты ЮКОСа решили обосноваться в Лондоне. Как писали в 2007 году СМИ, там проживало порядка 40 сотрудников. Среди них Дмитрий Гололобов – руководитель юридического управления ЮКОСа, обвиняемый в хищении акций "Томскнефти" и других дочерних компаний, а также в отмывании средств; член совета директоров Рамиль Бурганов, которого также обвиняют в хищении акций; зампредседателя правления ЮКОСа Александр Темерко, который обвиняется в хищении акций "Енисейнефтегаза". Лондон всегда готов принимать определенных лиц на определенных условиях, подчеркивает главный редактор информационно-аналитического издания "Геополитика" Леонид Савин:
"Британия традиционно принимает подобных лиц за определенную финансовую контрибуцию. Лицо, которое обладает крупным капиталом, может поделиться с правительством Великобритании и получить статус беженца либо человека, находящегося под политической защитой или может даже получить гражданство. Соответственно, это политика такого экономического либерализма, которым Великобритания славилась всегда, на протяжении всей своей истории. Я не вижу в этом ничего удивительного. Тут от деятельности людей ничего не зависит – лишь бы они имели средства. Ну и, конечно же, те лица, которые выполняют какие-то заказы".
Пока же самым громким делом, к которому причастны бывшие акционеры ЮКОСа, стали аресты российского имущества во Франции и Бельгии. Москва в ответ решила не отказываться от участия в судебном разбирательстве по жалобе экс-акционеров ЮКОСа. Вместе с тем, не стоит думать, что у России нет возможности ответить на подобные действия, считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"Я считаю, что это повод к длительной судебной разборке, которая будет тянуться годами. Ведь у России тоже есть контраргументы в этой ситуации и инструменты, которые можно использовать точно так же, если буду производиться аресты российских активов и имущества. Россия может таким же адекватным способом ответить. Насколько долго это продлится, мне трудно сказать".
Этой же точки зрения придерживается и заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров:
"Можно пугать, закрывать счета, но у России есть тоже контрмеры, и англичане, и другие страны об этом узнают. Поэтому на сегодняшний день дальше угроз и очередных щипков ничего в дальнейшем серьезного нам не угрожает. Но, как говорится, моська лает, а караван идет. Я придерживаюсь такой линии".
Насколько известно, Россия может до 20 октября направить свою позицию по жалобе экс-акционеров ЮКОСа. После этого они могут выдвинуть свои возражения до 22 декабря. Но и это не точка – Россия может дать ответные возражения до 29 января 2016 года.