Автор Корнелиу Маху, радио Sputnik, Молдавия
Посчитали – прослезились. Плохие новости для мечтающих в Румынии об объединении с Молдавией. Как заявил новый молдавский премьер-министр Валерий Стрелец, оказалось, что проект этот – весьма дорогостоящий, и на его реализацию в румынской казне элементарно нет денег.
"Униря" – так по-румынски звучит "процесс объединения" – то есть поглощение Молдавии Румынией, является желанной для большей части румын и для всего 10% жителей Молдавии. Случалась полноценная "Униря" в новейшей истории лишь однажды: с 1918 по 1940 Бессарабия была присоединена к королевской Румынии. В существовавшем на тот момент, в 1918 году, молдавском парламенте – Сфатул Цэрий – было даже голосование, которое одобрило присоединение. Правда, заседание шло в присутствии румынских пулеметчиков, о чем сейчас в Румынии вспоминать не любят.
В 1940 СССР вернул себе Бессарабию, однако уже 22 июня 1941 началась новая "Униря". Жестокость карательных подразделений и массовые казни наложили негативный отпечаток на образ Румынии в памяти местных жителей. Причем не только в исторической Бессарабии – в новую "Великую Румынию", по планам маршала Антонеску, должна была войти и Одесская область Украины. Именно сотрудничество Румынии с нацистской Германией, участие румынской армии в военных преступлениях и замазало кровью образ "Унири" всерьез и надолго.
Решение экономических проблем Молдавии путем ее растворения в Румынии – а именно такой рецепт всерьез предлагают некоторые румынские политики – выглядит не совсем приглядно и в наше время в глазах молдаван. Тем более, выяснилось, что молдавские проблемы слишком серьезны для простой ассимиляции независимого государства Румынией.
Еврочиновники шокированы той скоростью, с которой в Молдавии исчезают европейские гранты. Да и население все чаще бывает на заработках за границей, чем дома. Пожалуй, Молдавия – не самый лакомый кусок для Румынии, которая и так является одной из самых проблемных стран Евросоюза. Не та "бранзулетка", которую жадно вырывали из рук Остапа Бендера румынские пограничники.
Кстати, бывший президент Румынии и известный энтузиаст объединения Траян Бэсеску первым отреагировал на заявления молдавского премьера об отсутствии денег на "Унирю". Дело не в деньгах, а в будущем! – написал Бэсеску в румынской прессе, явно с передозировкой патриотического пафоса. Но как раз в лучезарности общего будущего с Румынией после "Унири" подавляющее большинство жителей Молдавии и не уверены.