Автор Дмитрий Геер
Американская операция в Афганистане, не сумев решить задач по нормализации жизни, привела к тому, что сегодня все чаще говорят о рисках, которые несет эта страна всему региону. Для России ключевым является вопрос интереса исламских террористов к среднеазиатским республикам.
В июле российский президент Владимир Путин, выступая на саммите ШОС, не скрывал свои опасения в связи с ситуацией в Афганистане. По его словам, работа НАТО на афганском направлении и многолетнее присутствие там военных альянса так и не привело к качественному улучшению обстановки в стране.
"В силу того, что у американцев гипертрофирован военный компонент, но были плохо развиты все остальные, у них эта задача и не получилась. Те же афганские власти, по поступающим сведениям, сражаются с "Талибаном" очень эффективно. Они нанесли им очень тяжелые потери. Фактически "Талибан", как группировка, как целостное военно-политическое движение, потерпело, по сути дела, крах. Оно давно уже развалилось на несколько лагерей. Один из них дрейфует в сторону ИГИЛ, а другие талибы пытаются договориться с афганским правительством и как-то легитимизироваться. На мой взгляд, они подошли к тому порогу, что дальше их существование в качестве военно-политического движения не имеет перспектив. Их даже бояться перестали".
"Группировка ИГИЛ в Афганистане является большей частью виртуальной. Ее флаг принимают отряды талибов, которые по тем или иным причинам отделяются от своего командования. Командование афганских талибов находится в Пакистане. Те, кто хочет выйти из-под покровительства этого командования, принимают флаг ИГИЛ. Они продолжают действовать на территории страны в прежнем формате. Их подчинение экстремистам в Ираке очень ограничено. Это именно принятие флага, а не постоянного, текущего руководства. Таким образом, появление ИГИЛ в Афганистане, скорее отражает противоречия среди афганских талибов, а не появление принципиально новых террористических сил".
Понятно, что усиление исламистов в Средней Азии не может не беспокоить Россию — ведь под угрозой безопасность ее партнеров. Именно поэтому Москва делает все, чтобы вместе с ними противостоять террористической угрозе. На это направлена и работа в рамках ШОС и ОДКБ. Не стоит забывать, что российская армия вместе с вооруженными силами государств Средней Азии проводят регулярные совместные учения. Ведь в случае реального конфликта — это важное преимущество.