Россия потребовала от Норвегии немедленно пересмотреть решение ограничить доступ на архипелаг Шпицберген лицам, внесенным в международные санкционные списки. "Действия норвежской стороны не соответствуют духу международного сотрудничества на Шпицбергене на основе Договора о Шпицбергене 1920 года. Решительно протестуем против указанного недружественного шага и требуем незамедлительного пересмотра введенных ограничений", — говорится в заявлении МИД РФ.
Норвегия 7 августа приняла временное предписание о депортации с архипелага Шпицберген лиц, находящихся под международными санкциями. Как отмечено в тексте документа, с территории архипелага непосредственно по прибытии или после этого может быть выдворено любое лицо, в случае, если этого требуют "предусматривающие ограничения на въезд международные ограничительные меры, к которым присоединилась Норвегия".
Профессор РУДН, доктор социальной психологии Максим Киселев считает, что таким образом Норвегия может реагировать на расширение российских полномочий на шельфе Шпицбергена.
"Несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС, ее в полной мере, видимо, затронула волна недоброжелательства по отношению к России. Думаю, что в таких вещах за политикой стоит поискать экономику. Потому что Шпицберген — это зона стратегических нефтяных интересов и для Норвегии, и для России, обе страны — крупнейшие экспортеры. Убежден, что здесь есть связь с разработками на шельфе. Ведь оцененные запасы нефти в этой арктической зоне весьма значительны", — сказал Максим Киселев в эфире радио Sputnik.
По его мнению, требования МИД РФ об отмене ограничений доступа на архипелаг — абсолютно законны.
"Норвегия считает для себя более политкорректным поддерживать дух санкций, это ее дань общей санкционной политике против России. Но в данном случае то, против чего законно протестует МИД России, совершенно не соответствует Договору о Шпицбергене 1920 года, по которому все 40 стран, подписавшие документ, имеют равные права на архипелаге", — сказал эксперт.
По его мнению, призыв Москвы должен быть услышан.
"Исходя из международного права, Норвегия не может так административно действовать, несмотря на свой суверенитет над Шпицбергеном. Поэтому какие-то меры должны последовать: либо отмена решения, либо поправки или смягчение. Им просто придется это сделать по той причине, что не в интересах Норвегии так "напрягать" отношения с Россией", — считает Максим Киселев.