Автор Михаил Шейнкман
Если талибы хотели вызвать в Афганистане сожаления по поводу загадочной кончины своего лидера муллы Омара, то они выбрали для этого самый кровожадный способ. Хотя иной им неведом по определению. Но сразу в таком количестве в Кабуле не гибли почти четыре года. Минувший уик-энд стал самым "черным" с того самого 11 декабря 2011 года, когда взрыв около столичной мечети унес жизни более 50 человек. Было ли у серии нынешних терактов кодовое наименование, но ее вполне можно было бы в прямом смысле назвать "враг у ворот". Боевики подвели линию фронта к порогу военных баз и военизированных структур.
В пятницу утром близ расположения одной из частей афганской армии взлетел на воздух начиненный взрывчаткой грузовик. Ближе к вечеру самоубийца подорвал себя у входа в полицейскую академию во время возвращения курсантов. Вскоре — атака на центр американских спецопераций. В ночь с субботы на воскресенье бомба сработала на заседании лидеров проправительственных вооруженных формирований. Попутно экстремисты "развлекались" минированием гражданского населения. Продолжили в понедельник. Общее количество убитых за эти четыре дня — уже под сотню. Число пострадавших — трехзначное.
И это всего через неделю после официального признания главаря "Талибана" мертвым. Известие о смерти оказалось гораздо страшнее, чем смерть. Два года в Афганистане не знали, что муллы уже нет. Уж лучше бы и не знали, думают теперь многие из тех, кто уцелел. О прямой связи даже сами талибы не говорят. Но все указывает на предопределенность кровавой тризны. Боевики и прежде не церемонились с выбором средств, а сейчас как с цепи сорвались. И, похоже, сбываются самые худшие опасения.
По всему выходит, что вместо Омара появляется гидра. Причем, она откровенно не дружит с головой. Потому что их количество уже не может сосчитать никто. Формально преемником усопшего вожака стал его зам — мулла Ахтар Мансур. Но против него уже выступил и сын Омара, и ряд полевых командиров. В чем они все едины, так это в методах самоутверждения. И совсем не только Кабулу или Вашингтону они сейчас доказывают свою боеготовность и без многолетнего лидера. Но и друг другу.
В том числе и для того, чтобы ни у кого больше даже мысли не возникало о возможных переговорах с властями. Информация об этом появилась за пару дней до сообщения о смерти Омара. Сейчас "Талибан" вяжет кровью все крылья. И умеренные, если они были, в том числе.
У силовиков была, как минимум, неделя после "некролога", чтобы предусмотреть и такие варианты. Тем более, эксперты сразу предупредили: ждите борьбы за влияние. Не сказали, правда, когда и в каком именно месте. А судя по всему, спецслужбам этой информации и не хватает. И их неосведомленность, пожалуй, должна вызывать у мирного населения даже больший страх, чем нынешнее остервенение талибов. Она — синоним бессилия. Не случайно ведь даже грозные и хваленые Соединенные Штаты, что по-прежнему здесь держат 10 тысяч штыков, затаились и притихли. Их новая миссия, названная "операцией по поддержанию мира", априори оказалась невыполнимой. Поддерживать им здесь нечего. Ну, кроме самих себя. Однако эти взрывы — это удар по уверенности и в этих их способностях. Выходит, в Афганистане дома и стены не помогают. Даже если дом — казарма или крепость.