Автор Михаил Шейнкман
Дилма Русефф еще раз обновила летопись Бразилии. Она первой управляет страной уже не только как женщина. Но и как самый плохой президент в истории. И переизбралась-то на второй срок всего год назад. Но опросы фиксируют падение рейтинга до чрезвычайных 13 пунктов и беспрецедентный показатель недоверия: 71%. Даже у отстраненного от власти в 1992 Фернандо Колора ди Мелу перед импичментом было 68. Может быть, в окружении Русефф и назовут это сравнение некорректным. Однако она явно идет по его стопам. Того тоже сгубил коррупционный скандал. "Тоже" – это потому, что главе государства все сложнее доказывать свою непричастность к темным делам и криминальным схемам нефтяной корпорации Petrоbras.
Коррупция всегда была визитной карточкой этого государства. В ней соединялись все национальные прелести. Она – как бразильский футбол: вы даете, сколько можете, а мы берем, сколько захотим. Она – как бразильский сериал, бесконечна. И она как бразильский карнавал откровенна. Но эти разоблачения опять же называют самыми громкими в истории страны. Отмывание денег, продажа нефтепродуктов по искусственно завышенным ценам, подкуп высших должностных лиц. Все это вскрылось, когда Дилма Русефф уже не была председателем совета директоров корпорации, но речь идет именно о годах ее правления: 2003-2010. За руку ее до сих пор никто не поймал. Но Petrоbras влияет на образ. Тем паче, что суд вынес первые приговоры в отношении крупных бизнесменов, которые проходят по этому делу. В списке – десятки политиков и бывших топ-менеджеров.
"Да, мало ли в Бразилии донов Педров, всех не сосчитать", – может Русефф в сердцах повторить "нашу тетю". В первом сроке она испытывала подобный дискомфорт. Стремительное падение рейтинга, проблемы с оппозицией. Но выборы в октябре 2014, пусть и с ее минимальным перевесом во втором туре, всех оставили на своих местах. Это, видимо, и сыграло с ней злую шутку, поскольку привело к уверенности, что ее власть – как национальная валюта. Курс падает, а дороже ее в стране все равно нет. Однако страна уже задумывается об обмене. Создан комитет по импичменту. Ко всему прочему, от президента отворачивается ее ключевой партнер по коалиции. А это чревато переформатированием парламента, после которого позиции ее партии уже не будут настолько правящими. Хотя они и сейчас не безусловны.
Председатель палаты депутатов Эдуарду Кунья – это его Бразильское демократическое движение входит во властный альянс – заявил, что "рвет все связи с правительством". Его называют в числе наиболее вероятных фаворитов президентской гонки 2018 года. И он охотно ее приблизит к себе, если воспользуется правом инициировать процедуру отстранения Русефф от должности. 63% бразильцев тоже выступают за это. Так что, не исключено, уже в августе спустя 23 года после отставки ди Мелу Бразилию может ожидать еще один импичмент. И это, между прочим, для Русефф не самый плохой вариант. Первые фигуранты "дела Petrоbras" получили от 9 до 15.