Автор Евгения Красилова
В Германии отправлен в отставку генеральный прокурор страны Харальд Ранге. Тот самый, который закрыл дело о прослушке американскими спецслужбами мобильного телефона канцлера Ангелы Меркель, сославшись на отсутствие доказательств. При этом сам факт того, что фрау канцлерин в течение нескольких лет была "под колпаком АНБ", а вместе с ней и ключевые министры, политики и бизнесмены, никто не отрицал. Американский президент Барак Обама даже принес свои извинения. А в немецкой разведке признались, что кое в чем даже помогали своим коллегам из США. Нет, не в случае с г-жой Меркель, понятное дело. По другим… эээ… фигурантам. Но генпрокурор упорно отрицал очевидное и предпочел закрыть не только глаза, но и уголовное дело.
Зато генпрокуратура ФРГ активно заинтересовалась работой журналистов, которые, несмотря ни на что, продолжали публиковать шокирующие материалы о масштабной слежке. Харальд Ранге заподозрил двух репортеров популярного онлайн-издания в государственной измене и разглашении гостайны – преступлении, за которое может грозить пожизненное заключение.
По Германии прокатилась волна протестов, а крупнейшие немецкие газеты назвали это наступлением на свободу слова. В ответ правительство было вынуждено заверить, что свобода слова была и остается высшим приоритетом государства. А министр юстиции лично вступился за журналистов. В ответ генпрокурор обвинил кабинет в том, что тот посягнул на независимость судебной власти. Тут уже нервы не выдержали у министра юстиции ФРГ Хайко Мааса, который заявил, что доверие к Ранге полностью подорвано, и лишил его прокурорских погон.
К чему эта чехарда с взаимными обвинениями, громкими заявлениями и отставками – понятно. Власти Германии изо всех сил стараются замять скандал вокруг американской прослушки, пустить немецких граждан сразу по нескольким второстепенным или откровенно ложным следам. Чтобы они окончательно запутались, а лучше, чтобы вообще забыли о той позорной истории.
Преемником Харальда Ранге на посту главного прокурора Германии станет Петер Франк, который до сих пор исполнял обязанности генерального прокурора Мюнхена. Интересно, как перестановка слагаемых повлияет на результат? Вероятно – так, как и должна.