Независимая общественная комиссия по фиксации и расследованию военных преступлений в Донбассе работает на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики. Ее возглавил председатель Совета адвокатов ДНР Алексей Жигулин. По его словам, общественная комиссия создана по примеру той, которая действовала во время Великой Отечественной войны.
"Мы взяли за основу историческую правоприменительную практику. Аналог, который мы смогли применить для нашей ситуации – это Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая была создана в ноябре 1942 года. Ее задачей являлся полный учет преступлений, а также учет ущерба, который был причинен в результате агрессии на территории Советского Союза. Результаты работы этой комиссии послужили основанием для обвинения и требования репараций на Нюрнбергском трибунале", – сказал Алексей Жигулин в эфире радио Sputnik.
По его словам, независимая общественная комиссия по фиксации и расследованию военных преступлений в Донбассе будет добиваться рассмотрения собранных ею материалов в международных судах.
"Статус нашей республики понятен. У нас непризнанное государство – самопровозглашенная республика. Для того, чтобы материалы, собранные нашей комиссией, предоставить в международные юрисдикции, необходимо, чтобы они отвечали критериям объективности и достоверности. Кроме того, есть еще критерий юридического смысла, это критерий допустимости доказательств. Поэтому общественность должна максимально проявить инициативу по сбору доказательств преступлений, которые совершаются в Донбассе, для предоставления в международные инстанции", – сказал адвокат.
По его мнению, такими инстанциями могут быть Международный уголовный суд (МУС) и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
"Мы считаем перспективным обращение в Международный суд, который, по сути, рассматривает три состава преступления – это геноцид, военные преступления и преступления против человечности. А в части требований граждан компенсаций ущерба – это Европейский суд по правам человека. В этом ключе мы и ведем деятельность. У нас есть специалисты, криминалисты, ученые. Создана специальная мониторинговая группа, которая выезжает на места обстрелов. Мы стараемся все максимально фиксировать, потому что со временем доказательства уходят. Это общее дело. Это помощь нашим гражданам", – сказал Алексей Жигулин.