Автор Мария Мельник
Поляки возмущены поведением украинцев. Гипотетическая дружба стремящейся в Европу Украины с уже опытной в таких делах Польшей оказалась под угрозой. Недавние участники Майдана и их сторонники хлынули к ближайшему соседу, который все это время и поддерживал добрым словом, и обещал помочь делом. Варшава то денег собиралась дать на энергоснабжение, то угля отправить. Но когда выяснилось, что Киев рассчитывает не на сделку, а на совершенно безвозмездный подарок, эти разговоры сошли на нет.
Политики в публичных заявлениях старались обходить общее темное прошлое и закрывали глаза на нацистские марши, которые стали обычным делом уже не только на западе Украины, но и в остальных областях. Вынужденным друзьям удавалось поддерживать статус-кво, пока неудобные явления не распространялись за пределы Украины. Почувствовав вкус европейской свободы (и украинского кризиса), жители незалежной ринулись в другие страны. В первую очередь в Польшу – и ехать недалеко, и язык похожий. Сейчас там уже половина иностранных студентов – с Украины. И ладно бы вели себя тихо и с уважением, как и положено гостям. Но нет – майданные привычки оказалось очень сложно изжить. И вот поляки на форумах уже жалуются на наглость украинцев и обсуждают их фотографии с флагом УПА.
Общей ненависти к России для дружбы уже недостаточно. Все-таки есть в отношениях соседей и болезненные моменты. Если даже не принимать во внимание территориальные претензии поляков на тот же Львов, волынскую резню они украинцам вряд ли когда-нибудь простят. Хотя лет 10 назад и произошло формальное примирение, те события в памяти поляков по-прежнему живы. Во многих городах прошли митинги против героизации бандеровцев – это стало возможным даже на фоне внешнеполитической дружбы. Семьи тех, кто погиб в свое время от рук УПА, даже написали письмо Петру Порошенко. Но тот, очевидно, даже если бы захотел, не смог бы никак повлиять на поведение своих соотечественников. С неонацистами, которые помогли нынешнему украинскому президенту прийти к власти, теперь приходится как-то считаться.