Автор Михаил Любченков
Разрешение проносить оружие в кинозалы предотвратит инциденты с огнестрелом. Так считает бывший губернатор Техаса Рик Перри, который прокомментировал недавнюю стрельбу в одном из кинотеатров Луизианы. Сейчас в США кинозалы входят в список мест, куда проносить оружие запрещено. Законопослушные граждане этот запрет соблюдают. И преступники, как подметил Перри, в итоге получают шанс открыть огонь по безоружным людям, не опасаясь, что их кто-то остановит. Решить проблему очень просто: нужно снять существующий запрет на пронос оружия в кинозал, считает один из возможных кандидатов в президенты от Республиканской партии.
Демократы, выступающие, напротив, за ограничение ношения оружия, как и следовало ожидать, подняли Перри на смех. С их точки зрения, инцидент в Луизиане должен приводить к прямо противоположным выводам. Но, как бы то ни было, само по себе право граждан США на приобретение и ношение оружия под сомнение пока никем не ставится – речь идет именно что об ограничении.
"Право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться", – так звучит Вторая поправка к конституции США, вступившая в силу в 1791 году. Сейчас, как считается, на руках у частных лиц в США около 250 млн единиц огнестрельного оружия. То есть, по стволу на каждого гражданина страны, включая младенцев. Хотя с 1986 года в США запрещено продавать автоматическое оружие, образцы, купленные до того года, могут свободно оставаться во владении. А на деле могут быть проданы частным порядком, поскольку приобретение оружия с рук не особо тщательно контролируется. Т.е. захочет кто-нибудь купить втихую старенький пулемет – и он вполне сможет это сделать, и никто, скорее всего, даже не узнает. Правда, стоит признать, что продажа оружия частными лицами разрешена не везде. Только в 44 штатах из 50. И на том спасибо.
Еще один интересный факт. 13 штатов разрешают владеть оружием подросткам в возрасте с 13 лет. Что же, переходный возраст с его проблемами – самое время получить в руки винтовку. И "показать им всем". Но, пожалуй, самое главное: почти в половине штатов покупателя не проверяют по федеральным базам данных, а только по базам самого штата. Получается, что если гражданин, состоящий на учете у психиатра или имеющий проблемы с законодательством, захочет легально приобрести себе ствол, то ему потребуется для этого всего лишь отправиться в соседний штат.
Что, вполне возможно, и произошло в Луизиане, где 59-летний стрелок с психическим заболеванием и криминальным прошлым устроил стрельбу в кинотеатре. Убив при этом двух и ранив девять человек, после чего застрелился сам. На памяти и события 20 июля 2012 года, когда в штате Колорадо убийца, взяв винтовку, дробовик и два пистолета, пришел в кинотеатр и во время показа фильма открыл стрельбу по зрителям. Тогда погибли 12 человек.
Что делать для предотвращения подобных трагедий? Установить перед входом в кинозалы рамки металлодетекторов? Или напротив, как предлагает Рик Перри, разрешить приносить в зал личное оружие? Чтобы в случае чего засесть за спинкой кресла и отстреливаться, пока хватит патронов. Между тем, что-то подсказывает, что речь в данном случае нужно вести не столько о безопасности конкретно в кинозалах, сколько о ситуации в обществе в более широком плане.
На кого надеяться законопослушному гражданину? Ответ вроде бы ясен: на стражей правопорядка. Но полиции многие граждане США тоже доверяют не вполне. И считают, кстати, что сами полицейские тоже слишком уж легко нажимают на спусковой крючок. Это показали недавние массовые протесты против чуресчур свободного, по мнению манифестантов, применения оружия полицейскими.
В итоге сама ситуация подталкивает людей к выводу: контроль нужно ужесточать над обществом в целом. Еще больше камер слежения. Еще больше прослушки. Жестче контроль за каждым конкретным гражданином. А лучше всего – с вживлением индивидуального чипа под кожу. Это же ради безопасности каждого из вас! Вероятно, именно на таком варианте, посоветовавшись, сойдутся спорящие по всем остальным поводам высокопоставленные сторонники демократов и республиканцев. Собственно, к тому все и идет.