Автор Михаил Шейнкман
"Раз 15 он тонул, погибал среди акул", но никто из талибов и глазом не моргнул. А сейчас выбрали сменщика. Это его "правая рука" Ахтар Мансур. Предводителя афганского "Талибана" муллу Омара за последнее десятилетие "хоронили" так часто, что могли и не заметить, когда сделали это по-настоящему. Как бы то ни было, сейчас слухи о его смерти оказались сильно запоздалыми. В среду официальный Кабул объявил о том, что его враг номер один приказал долго жить еще два года назад. Почил, мол, в больнице пакистанского города Карачи.
На следующий день высший совет "Талибана" срочно выбрал себе нового лидера. Будто все это время тоже не знал об отсутствии старого. Хотя и не старого вовсе. Не было и 55. Конечно, тяжелые условия труда, нервы, дискомфорт в горах. В боях потерял здоровье и глаз. Но у них не принято завершать путь на больничной койке. Как-то это прозаически не вяжется с легендарностью. Однако спецслужбы Афганистана не расшифровывают обстоятельства. И даже в США их называют неизученными. Что, впрочем, не помешало Белому дому признать информацию о кончине самого разыскиваемого по их классификации террориста достоверной.
И никаких эмоций. В них теперь нет смысла. К тому же он давно уже был ни жив, ни мертв – превратился в миф. Причем, никто точно не скажет, в какой именно момент. На публике Омар не появлялся уже лет пять. Ограничивался призывами и установками через интернет. Последний раз в начале недели "взорвал" его сенсационным согласием на переговоры с правительством Афганистана. Они намечались 31 июля. Собственно, сразу после этого он и умер для всех. Не случайность такого совпадения – это первое, на что обращают внимание эксперты. И в помощь им поведение талибов: они подтвердили кончину главаря, но тут же опровергли информацию о переговорах. Что, в принципе, естественно, если исходить из того, что мертвый человек не мог ее давать. Но ведь кто-то сделал это.
Получается, что одни талибы от его имени назначили официальному Кабулу встречу, иные во имя его, ее отменяют. И, если эти два года, что Омара нет с ними, они как-то уживались друг с другом, то сейчас, надо полагать, в их отношениях наступил критический момент. Коль все это время они эксплуатировали его авторитет, значит, никого равноценного у них нет. Следовательно, борьба за влияние, раскол, разброд и шатания. Причем по всему Афганистану. Потому власть и спешит ассимилировать умеренное крыло "Талибана" в мирную жизнь. Что для нее – чуть ли не единственная возможность не дать движению раствориться в ИГИЛ. "Вечные студенты" массово переходят в "Исламское государство". Известие о смерти Омара наверняка усилит эту тенденцию. Так что, конечно, хорошо, что на земле одним злодеем стало меньше. Но кто думал иначе, когда ликвидировали Бен Ладена?
Мулла Омар как-то в мечети Кандагара предстал перед верующими в мантии пророка. В своем отечестве он им не стал, только рядился. С известием о его смерти ничего не изменилось. Он как был символом, так и остался. Непонятные обстоятельства лишь добавили еще большей таинственности его образу. Из доказательств кончины Омара – только его отсутствие. Так что, "мулла умер, да здравствует мулла!" – это еще очень даже может быть и об одном человеке.